На этом этапе можно отметить, что наметилась тенденция к росту эмпатии у студентов группы В.
После завершения воздействия описанных организационно – педагогических условий с целью объективной оценки формирования эмпатии проводился контрольный эксперимент, который был составлен аналогично констатирующему. В эксперименте также принимают участие 36 студентов: 18 студентов группы А и 18 студентов группы В.
Методика «Тестовая карта коммуникативной деятельности», проведённая во время преддипломной практики в январе – феврале 2011 года показала некоторую положительную динамику в обеих группах. При этом, среди студентов группы А большинство 17 человек продемонстрировали средний уровень коммуникативной деятельности, 1 человек – выше среднего и 1 человек – ниже среднего. Средний балл по группе – 28,67. Средний групповой балл увеличился на 2,94 по сравнению с первоначальным результатом, 1 человек из группы с низким уровнем коммуникативной деятельности переместился в группу со средним уровнем.
В группе В результаты распределились следующим образом: средний уровень коммуникативной деятельности продемонстрировало 7 человек, высокий – 11 человек. Средний балл по группе – 35,5 (положительная динамика 9,28 единицы). В целом по группе результаты заметно отличаются от первоначальных.
Данные результатов выполнения методики «Тестовая карта коммуникативной деятельности», проведённой в январе – феврале 2011 года, представлены в Таблице 7.
Таблица 7
Результаты выполнения методики «Тестовая карта коммуникативной деятельности» в январе-феврале 2011 года
группа |
уровень коммуникативной деятельности |
средний балл по группе | ||
выше среднего, % (чел.) |
средний, % (чел.) |
ниже среднего, % (чел.) | ||
А |
5,56 (1) |
94,4 (17) |
5,56 (1) |
28,67 |
В |
61,1 (11) |
38,89 (7) |
0 (0) |
35,5 |
Сравнительные результаты по методике «Тестовая карта коммуникативной деятельности», полученные до проведения формирующего эксперимента и после его завершения, демонстрируют значительную положительную динамику по когнитивному компоненту эмпатии в группе В и представлены в Таблице 8.
Таблица 8
Сравнительные результаты по методике «Тестовая карта коммуникативной деятельности»
группа |
уровень коммуникативной деятельности |
средний балл по группе | ||
выше среднего, чел. |
средний, чел. |
ниже среднего, чел. | ||
А до эксперимента |
1 |
15 |
2 |
25,72 |
А после эксперимента |
1 |
17 |
1 |
28,67 |
динамика по группе А |
0 |
+ 2 |
- 1 |
+ 2,94 |
В до эксперимента |
0 |
17 |
1 |
26,22 |
В после эксперимента |
11 |
7 |
0 |
35,5 |
динамика по группе В |
+ 11 |
- 10 |
- 1 |
+ 9,28 |
«Методика оценки способности педагога к эмпатии (по И.М. Юсупову)», проведённая в марте 2011 года показала, что среди студентов группы А 2 человека имеют высокую эмпатийность, 16 – нормальный уровень эмпатийности. Средний балл по группе – 56,67, что также соответствует нормальному уровню эмпатийности. Отметим, что средний балл по группе увеличился на 6,78 единиц. Уровень эмпатии в целом увеличился. Так, не стало ни одного студента с низким уровнем эмпатийности, на одного увеличилось количество студентов, показавших высокую эмпатийность.
Похожие статьи:
Место проблемных ситуаций в нравственном воспитании
дошкольников
Прежде чем определить место проблемных ситуаций в процессе воспитания дошкольников, дадим характеристику проблемно-развивающего обучения и проблемных ситуаций. Процесс обучения в своем генезисе прошел ряд стадий развития, при этом уровень целостности становился выше и в настоящее время высокому ее ...
Определение поля аргументации
Поле аргументации (ПА) — это занимаемая каждым субъектом индивидуальная или коллективная позиция, включающая множество относящихся к аргументативному процессу компонентов: суждений, способов аргументации, фундаментальных принципов. При выборе аргументов следует позаботиться также о том, чтобы их ис ...
Взаимодействие семьи, школы и микросоциума в организации профилактики отклоняющегося
поведения подростков
Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в социальной педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи, школы и микросоциума. Школа во все времена стремилась усилить свое влияние на семью, чтобы вместе с нею максимально реализовать все способности ученик ...