Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа при формировании эмпатии у студентов

Страница 1

В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру.

Для выявления когнитивного компонента нами была использована «Тестовая карта коммуникативной деятельности». Для характеристики эмоциональной эмпатии как свойства личности нами использовался опросник уровня эмпатийных тенденций И.М. Юсупова. Для оценки поведенческого компонента была составлена карта наблюдения за деятельностью студентов во время разных видов педагогической практики.

В исследовании приняли участие 36 студентов КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького», приступивших к обучению в колледже в сентябре 2008 года: 18 человек группы со специализацией (обозначим для краткости группой А) и 18 человек группы с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего обучения (группа В).

Обучение в группе А проходило по обычному учебному плану для специальности 050709 «Преподавание в начальных классах». Обучение в группе В – в условиях, которые должны, по нашему мнению, способствовать формированию эмпатии.

Цель эксперимента – выявление уровня развития эмпатии студентов каждой группы.

Задачи эксперимента:

1. Составление программы обследования по проблеме исследования.

2. Проведение экспериментального обследования.

3. Анализ полученных результатов.

Методика проведения эксперимента по каждому компоненту эмпатии различна.

1. Тестовая карта коммуникативной деятельности.

Цель: выявить индивидуальные особенности стиля общения с аудиторией.

Мы предполагаем, что стиль общения отражает знания о приёмах гибкого реагирования на аудиторию и умение использовать эти приёмы, то есть свидетельствует о понимании эмоций других людей, умении их распознавать и адекватно реагировать. Карта приводится в Приложении 1. в соответствии с картой в общую таблицу для каждой группы вносилась оценка экспериментатора [Приложение 2, Приложение 3]. Дополнительно студентам предлагалось провести самооценку по результатам работы с аудиторией. Работой с аудиторией на первом курсе считалось проведение внеклассного мероприятия с детьми, на втором – проведение урока во время практики пробных уроков, на третьем – проведение контрольного урока во время преддипломной практики.

Чем выше суммарная оценка, тем выше уровень коммуникативной деятельности студента: очень высокий (45 – 49 баллов), высокий (35 – 44 балла), средний (20 -34 балла), ниже среднего (11 – 19 баллов), низкий (менее 11 баллов).

2. Методика оценки способности педагога к эмпатии (по И.М.Юсупову).

Цель: выявление у студентов эмоционального компонента эмпатии.

Каждому студенту предлагается ответить на 36 утверждений, используя формулировки, которые кодируются цифрами: «не знаю» — 0; «нет, никогда» — 1; «иногда» — 2; «часто» — 3; «почти всегда» — 4; «да, всегда» — 5. Прежде чем перейти к подсчёту результатов, автором методики предлагается проверить степень откровенности, с которой отвечал испытуемый, по шкале лжи. При наличии четырех неискренних ответов полученные данные считаются сомнительными, при пяти — данные не обрабатываются, так как расцениваются недостоверными. В случае, если испытуемые набрал менее трёх баллов по шкале лжи, его результат соотносится со шкалой развитости эмпатийных тенденций. Результат 82 – 90 баллов оценивается как очень высокий уровень эмпатийности; 63 – 81 балл — высокая эмпатийность; 37 – 62 балла — нормальный уровень эмпатийности, присущий подавляющему большинству людей; 12 – 36 баллов — низкий уровень эмпатийности; 11 баллов и менее — очень низкий уровень.

Результаты по каждой группе заносились в таблицу.

3. Наблюдение за деятельностью студентов во время разных видов педагогической практики.

Цель: выявление поведенческого компонента эмпатии.

Наблюдение проводилось во время практики трёх видов: психолого – педагогическая, практика пробных уроков, преддипломная практика. Оценивалась степень включённости студента в школьную жизнь класса: его инициативность, отзывчивость при общении с учащимися, готовность принять на себя ответственность при решении проблемной ситуации, касающейся отдельного учащегося или группы детей. Оценка проводилась по шкале от 0 до 3 баллов: 0 – отсутствие наблюдаемого качества, 1 – качество наблюдается иногда, 2 – качество наблюдается часто. Карты наблюдения по каждой группе представлены в Приложении 7, Приложении 8.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Воспитание и обучение детей в России до 19 в
Зачатки педагогической мысли в Киевском и Московском государствах. Древние славяне, как и все народы, жившие в условиях общинного строя, воспитывали подрастающее поколение, готовя детей к жизни в общине. Им передавали навыки земледельческого, а позже и ремесленного труда. Прививая детям смелость, в ...

Специфические нарушения чтения – дислексии
Говоря о дислексии, мы подразумеваем состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального и речевого развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и оптимальные услови ...

Понятие культуры поведения детей дошкольного возраста, характеристика ее компонентов через анализ изученной литературы
Культура поведения – соблюдение основных требований и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в общении с окружающими. О важности воспитания культуры поведения у детей и обусловленности ее нормами морали говорил еще В. Белинский: «Не упускайте из вида ни одной стороны воспита ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru