В настоящее время значительно возросла роль человека во всех отраслях деятельности, «человеческий капитал» стал главным ресурсом развития. Именно поэтому на первый план выходят вопросы профессиональной подготовки учителей, тех людей, которые непосредственно влияют на будущее. «...Человек – самый сложный из всех объектов, а подготовка образованного и нравственного человека – самый наукоёмкий из всех процессов».
Чрезвычайно важно, чтобы для учителя массовой школы ученик был главной ценностью учебного процесса, а не объектом воздействия. Понимание психологического состояния ученика, его эмоций, чувств, переживаний является одним из важнейших профессионально значимых качеств педагога. Умение учесть позицию другого, увидеть ситуацию чужими глазами, проявить эмоциональную и личностную доверительность – это и есть составляющие понятия эмпатия.
Значение этого качества возрастает ещё более, если речь идёт о работе педагога с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Проявление такта и чуткости здесь становится необходимейшим условием профессионализма учителя.
В настоящее время инклюзивное образование стало государственной политикой, о чём на Федеральном уровне было заявлено в программе развития образования до 2020 года. Это соответствует и общемировым тенденциям к развитию включающего образования.
На протяжении второй половины ХХ века законодательства большинства стран - членов ООН менялись, отражая правовые документы, принятые этой организацией. Среди относящихся к теме инклюзии документов можно назвать Декларацию ООН о правах людей с интеллектуальной и психической недостаточностью, Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Конвенцию ООН о правах ребёнка, Стандартные правила по созданию равных возможностей для людей с инвалидностью, и, наконец, Декларацию, принятую в июне 1994 года в Саламанке. Последняя Декларация обязывает правительства всех стран сделать «включение» детей с особыми потребностями приоритетной задачей .
Новый подход в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, интеллекта, сенсорной сферы и др. получил признание в нашей стране относительно недавно. В 1994 г. Всемирный институт по проблемам инвалидности (WID) получил грант на пропаганду философии независимой жизни и социальной модели инвалидности в России. Через три года, в 1997 г., была основана и зарегистрирована в качестве региональной общественной организации инвалидов общественная организация «Перспектива», по инициативе которой в мае 2007 г. стартовала просветительская кампания по продвижению инклюзивного образования «Дети должны учиться вместе».
Препятствиями для широкого распространения идей инклюзивного образования являются не только отсутствие доступного транспорта и инфраструктуры, но и, прежде всего, недостаток информации о правах детей на получение образования и о том, как их обеспечить, страх родителей перед возможным усложнением жизни ребёнка, недостаточная информированность людей, не сталкивавшихся с проблемами инвалидов, об особенностях жизни и перспективах развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Инклюзивные и интегративные классы, открывающиеся в общеобразовательных учреждениях, настоятельно требуют иного кадрового обеспечения или переподготовки работающих учителей. Учителя не знают, как включить ребёнка с инвалидностью в обычную школьную жизнь, как выстроить образовательный процесс, чтобы выполнять требования программы относительно целого класса детей и удовлетворить образовательные потребности «особого» ребёнка.
Педагоги образовательных учреждений изначально, т.е. при получении профессиональной подготовки, ориентированы на иной контингент обучающихся. Учителя и воспитатели не имеют опыта общения с детьми с особыми потребностями в развитии, не знают основ коррекционной педагогики, не знакомы с коррекционно-развивающими методиками, поскольку до сих пор такие знания требовались в нашей системе образования узкому кругу специалистов: дефектологам, логопедам, психологам.
Нужда в педагогах, умеющих работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в ближайшем будущем продолжит возрастать (в связи с политикой государства, направленной на увеличение доступности образования детям с особыми образовательными потребностями (Современная модель образования, ориентированная на решение задач инновационного развития экономики)). Кроме того, педагогические кадры, работающие в сельских районах, зачастую лишены поддержки тех самых узких специалистов – логопедов, психологов, дефектологов – в то время как детей, которым нужна помощь подобных специалистов, довольно много.
Основные опасения педагогов в связи с включением детей с ограниченными возможностями здоровья лежат не только в сфере дидактики и методологии, но и в сфере психологии. Здоровые люди часто считают людей с ограниченными возможностями здоровья грустными, враждебными, замкнутыми, подозрительными, то есть признают их обделенными и несчастными, лишенными многих возможностей; это, с одной стороны, вызывает враждебность и неприятие, а с другой – сочувствие и жалость. Такая амбивалентность чувств дает надежду на преодоление негативных стереотипов по отношению к инвалидам и возникновению дружеских отношений между разными людьми.
Эмпатия способствует преодолению психологических барьеров. Эмпатийный педагог увидит в ученике, имеющем те или иные отклонения от общепринятой нормы развития, прежде всего личность, соавтора образовательного процесса. Эмпатия определяет уровень профессиональной деятельности учителя.
Вопросам развития эмпатии среди студентов педагогических вузов и колледжей в последние годы уделяется немалое внимание. Об этом свидетельствует большое количество диссертационных исследований направленных на изучение и развитие этого важного качества.
Проведённые исследования показывают, что развитие эмпатии будущих педагогов – достижимая, реальная цель. Важно организовать условия для её развития, сделав воспитывающим и развивающим само образовательное пространство учебного заведения. Таким образом, объектом нашей выпускной (квалификационной) работы является образовательный процесс в педагогическом колледже.
Предмет: организационно-педагогические условия образовательного процесса, способствующие формированию у студентов эмпатии как профессионально значимого качества при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: выявить, теоретически обосновать, опытно-экспериментальным путём проверить условия формирования эмпатии у студентов.
Для достижения поставленной цели мы определили следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
Проанализировать условия, созданные в колледже, для формирования эмпатии у студентов.
Провести сравнительный анализ сформированности эмпатии у студентов группы с дополнительной подготовкой в области коррекционно – развивающего обучения и студентов группы со специализациями.
Гипотеза:
Процесс развития эмпатии как профессионально значимого качества для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья будет успешен, если
Обогатить содержание программы подготовки студентов (за счёт факультативов и регионального компонента через введение программы «Технологии инклюзивного образования»).
Обновить формы организации занятий, методы и приёмы работы со студентами.
Осуществить непосредственное включение студентов в деятельность по взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья через работу в волонтёрском агентстве.
Методы исследования: метод наблюдения (наблюдение за деятельностью студентов во время разных видов практики), метод диагностического эксперимента, серия специальных мероприятий и учебных занятий.
Практическая значимость работы состоит в том, что использование программы «Технологии инклюзивного образования» и опыта волонтёрской деятельности могут быть направлены на формирование эмпатии студентов других образовательных педагогических учреждений системы СПО и ВПО.
Апробация – материалы данной выпускной (квалификационной) работы использовались в КГБОУ СПО «Красноярский педагогический колледж №1 им. М.Горького» в течение 2007-2011 учебного года со студентами, обучающимися по специальности 050709 «Преподавание в начальных классах» в группе с дополнительной подготовкой в области коррекционно-развивающего обучения.
Похожие статьи:
Воображение и творческий потенциал личности
Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир кул ...
Песня на уроке английского языка
1. Песни и музыка в процессе формирования фонетических навыков. Формирование фонематического навыка предполагает перестройку привычной артикуляции на основе установления сходства и различий в произнесении звуков в родном и иностранном языках, формирование фонематического слуха, а также овладение те ...
Педагогические и режиссерские методы Е.Б. Вахтангова
Актерские школы и студии, в которых работал Вахтангов, трудно сосчитать. Помимо Первой и Мансуровской студий Вахтангов преподавал и во Второй студии МХТ, читал лекции по системе Станиславского в «Культур-лиге», в Пролеткульте, в студиях Б. В. Чайковского и А.О. Гунст. В Шаляпинской студии он провод ...