Применяя активное слушание, мы не оставляем ребенка наедине с его переживаниями, а помогаем ему выработать правильное отношение к сложившейся ситуации. При этом не даются советы, не навязываются требования, а звучат фразы, в которых содержится искреннее стремление воспитателя понять, что происходит с ребенком. Используя активное слушание, Ю. Б. Гиппенрейтер предлагает соблюдать ряд правил.
1.Повернитесь к ребенку лицом. Важно, чтобы ваши глаза и глаза ребенка находились на одном уровне.
2.Покажите, что вы настроены на эмоциональную волну ребенка. При этом не обязательно задавать вопросы типа: «Что случилось?» Реплики могут звучать так: «Я вижу, что ты расстроен .»
3.Держите паузу. Дайте возможность ребенку разобраться в своем переживании и почувствовать, что вы рядом и хотите ему помочь.
4.Озвучьте чувство ребенка. Допустимо повторение того, как вы поняли проблему ребенка. Например: «Ты огорчен тем, что поссорился с Петей?»
Использование этого приема дает явные преимущества. Желание воспитателя разделить с ребенком его горе или радость удваивает радость и смягчает горестные переживания. Воспитатель намного больше узнает ребенка. Ребенок не зацикливается на эмоциях, и сам начинает продвигаться в сторону решения своей проблемы. Но мы должны помнить, что не стоит навязывать ребенку свою помощь, если он об этом не просит. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты конечно справишься!» Не стоит присваивать себе все эмоциональные проблемы ребенка, иногда он должен сам найти выход из сложившейся ситуации.
«Я-сообщение». Основывается на том, что вы говорите о своих чувствах от первого лица, сообщаете о себе, о своем переживании, а не о поведении ребенка. По сути дела мы заменяем привычное «Ты-сообщение», которое обычно звучит так: «Ты не прав, ты мне мешаешь, ты плохо учишься!», — на «Я-сообщение». И тогда наше обращение к ребенку приобретает несколько иную форму: «Я огорчена, я удивлена, мне трудно понять». Преимущества замены «Ты-сообщения» «Я-сообщением» заключаете том, что ребенок не ощущает себя обвиняемым и настраиваться на эмоциональную волну воспитателя. «Я-сообщение» позволяет установить более открытые и доверительные отношения. И самое главное, мы оставляем за детьми право без принуждения принять правильное решение.
Воспитателю важно помнить о своих правах и интересах. Счастливы, должны быть оба — и ребенок, и воспитатель. Воспитатель также имеет право на собственное одиночество, на личное время, на уважительное отношение и т.д.
Посылая «Я-сообщение», нужно быть до конца искренним и не пытаться навязать ребенку чувство вины. Например: «Я огорчена, потому что ты получила плохую отметку». В основе этого метода должно лежать доверие воспитателя к ребенку, уверенность в том, что он хороший и сам знает, как поступить правильно. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соизмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка. Если ребенок не готов понять ваши чувства, нужно искать другие методы.
Супруги Р. и Д.Байярд, авторы популярной книги «Ваш беспокойный подросток», предлагают следующий алгоритм «Я-сообщения», «Я-высказывания».
1.Ясно сформулируйте в одном предложении, о чем вы хотите сказать: «Я заметила, что ты ездишь без шлема на мотоцикле».
2.Скажите ребенку, что вы чувствуете по поводу этой ситуации: «Я обеспокоена . огорчена . удивлена».
3.Укажите на те последствия, которые вы видите: «Получишь увечье!»
4.Признайте вашу беспомощность и одновременно выскажите желание, что следовало бы сделать вашему ребенку: «Я ничего не могу изменить, но я хотела бы, чтобы мой ребенок был здоровым».
Похожие статьи:
Специфика правил при обучении письму леворуких детей
Обучая и развивая леворукого ребенка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интон ...
Структурный аспект изучения предложения
Внимание к структуре синтаксических единиц привело к появлению ряда направлений в современной лингвистике: конструктивный синтаксис, структурный синтаксис, статичный синтаксис, пассивный синтаксис и т.п. Специфику этих вариаций составляет внимание к строению синтаксических единиц, к выделению их ст ...
Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ №
103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...