Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой, Уралмаш-завод играет особую роль в формировании мировоззрения, нравственной и духовной культуры учащихся. Кроме того, УЗТМ – основной работодатель для жителей микрорайона Уралмаш: из общего количества родителей в МОУ СОШ № 103, социальный статус рабочего имеют 258 мам, что составляет около 40% и 224 пап, что составляет более 50%. В окружающей социальной среде МОУ СОШ № 103 можно выделить ряд позитивных факторов, оказывающих благоприятное влияние на осуществление школьной политики. К ним, прежде всего, относятся находящийся в районе школы ДК "Уралмаш", где постоянно работают различные выставки, кружки и другие детские объединения по интересам; стадион с оборудованными спортивными площадками, бассейном, функционирующими в зимнее время катком и лыжной базой; "Парк победы". К негативным внешним факторам следует отнести расположенность в непосредственной близости от школы развлекательного центра "Темп" (бывшего кинотеатра), где в настоящее время проводятся ночные дискотеки, на которых собираются молодые люди с девиантным поведением. В ближайших окрестностях "Темпа" зафиксировано значительное число драк, случаев вымогательства, разбойных нападений, краж и грабежей. Также рядом с МОУ СОШ № 103 расположен авторынок "У белой башни", где некоторые учащиеся школы, в силу различных обстоятельств, проводят большую часть свободного от учебы времени, что в свою очередь, неблагоприятно сказывается на их культурном, нравственном и эстетическом развитии. К немаловажным социальным факторам, относятся жилищно-коммунальные условия и материальное положение семей учащихся. В благоустроенных квартирах и частных домах проживают 517 учащихся, в комнатах – 28 (4,2%), в общежитии – 124 (18,5%) учащихся (из них 61 ученик начальной школы). Сложное социальное положение значительной части семей, в которых воспитываются учащиеся МОУ СОШ № 103, естественным образом оказывает отрицательное влияние на педагогическую ситуацию. Низкий образовательный и культурный уровень, малообеспеченность многих семей, отсутствие достойных жилищных условий, сосредоточенность на проблемах выживания и устройства личной жизни приводит к тому, что значительная часть родителей не оказывает должного внимания детям, уклоняется от обязанностей по воспитанию своих детей, полностью перекладывая их на школу. В МОУ СОШ № 103 разработана и утверждена программа по оздоровлению учащихся школы, а также программа по профилактике вредных привычек (табакокурения, алкоголизма, наркомании) где предусмотрены теоретические и практические занятия, воспитательные мероприятия с учащимися, педагогическим коллективом, родителями. Всю деятельность (от планирования до организации и проведения конкретных мероприятий) осуществляет социальный педагог школы. Основная цель деятельности социального педагога заключается в изменении ценностного отношения подростков к зависимостям, а также формирование личной ответственности за свое поведение через пропаганду здорового образа жизни. Основные направления работы в рамках программы по профилактике наркотической зависимости представлены в таблице 1.
Таблица 1 Основные направления профилактики наркотической зависимости
№ |
Направление деятельности |
Содержание мероприятий |
Цель мероприятий |
Формы и методы проведения |
Ответственные лица |
Сроки проведения |
1. |
Профилактическая работа с родителями. |
Разработка и проведение тематических родительских собраний |
активное включение родителей в профилактическую деятельность, способствующую формированию у подростков социально-позитивного жизненного стиля с преобладанием ценностей ЗОЖ как важных условий профилактики зависимостей. |
лекции-беседы |
заместитель директора по воспитательной работе, школьный психолог, социальный педагог, классный руководитель |
1 раз в полуго-дие |
Сотрудничество с различными центрами (М.Ц. "Холис", "Форост", "Центр проблем семьи и детства") |
информирование родителей по вопросам профилактики наркомании |
лекции, семинары |
социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе |
1 раз в год | ||
Индивидуальное семейное консультирование родителей |
помощь в решении социально-педагогических и психологических проблем |
беседы, консультации |
социальный педагог, школьный психолог |
по мере необходимости | ||
Посредническая деятельность |
направление на консультации к специалистам центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи |
Консуль-тации |
социальный педагог, школьный психолог |
по мере необходимости | ||
Организация работы школьного родительского актива (рейды в неблагополучные семьи, дежурство во время проведения школьных мероприятий) |
активное включение родителей в школьную профилактическую деятельность |
разъяснительные беседы |
Социальный педагог, члены родительского актива, заместитель директора по воспитательной работе |
2 раза в год | ||
Оборудование уголка профилактики зависимостей |
наглядно продемонстрировать учащимся и родителям о вреде употребления наркотических веществ |
подбор учебно-методической, научно-популярной литературы по наркомании, наглядных пособий, оформление информационного стенда в фойе школы). |
социальный педагог, актив учащихся, школьный библиотекарь |
2 раза в четверть | ||
2. |
Воспитательно-педагогическая работа с учащимися |
Проведение уроков по программе "Ресурсы здоровья" в рамках уроков ОБЖ |
способствование формированию у подростков социально-позитивного жизненного стиля с преобладанием ценностей ЗОЖ |
лекция |
заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учитель ОБЖ |
3 урока в год |
Проведение классных тематических мероприятий по программе "Ресурсы здоровья" |
способствование формированию у подростков социально-позитивного жизненного стиля с преобладанием ценностей ЗОЖ |
"круглый стол", семинар, |
социальный педагог, классный руководитель |
в течении года 4 урока | ||
Показ видеофильмов, предоставленных М.Ц. "Холис" |
наглядно продемонстрировать подросткам вред и возможные последствия употребления наркотических средств |
видео-урок |
заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учитель биологии |
1-2 раза в год | ||
Конкурс плакатов, рисунков, проектов обращения к сверстникам |
включение учащихся в профилактическую деятельность |
заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, учащиеся, классный руководитель |
1 раз в год | |||
3 |
Работа с педагогическим коллективом |
Посещение и участие в районном семинаре по профилактике зависимостей |
повышение педагогами своей компетенции в вопросах профилактики зависимостей, развитие личностных ресурсов и стратегий позитивного поведения у школьных специалистов |
лекционно-информационные, |
социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, администрация школы |
по плану |
Подготовка и участие в районном конкурсе на лучшую организацию работы по профилактике зависимостей |
социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе, руководство школы |
октябрь-ноябрь, ежегодно | ||||
Контроль за курсовой подготовкой педагогов-предметников и классных руководителей по профилактике зависимостей на базе М.Ц. Холис |
социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе |
по плану | ||||
Консультирование классных руководителей по проведению внеклассных часов, по подбору литературы |
социальный педагог, заместитель директора по воспитательной работе |
в течении года |
Похожие статьи:
Виды и основные свойства внимания
Рассмотрим классификацию видов и свойств внимания. Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегда связано с наличием определенной цели и воле ...
Образовательная система в Финляндии: история и современность
Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом: Первая отличительная черта финской образовательной модели – развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образова ...
Познавательная роль физики
Наличие познавательных интересов у школьников способствует росту их активности на уроках, качества знаний, формированию положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности и вызывает повышение эффективности процесса обучения. Своеобразие познавательного интереса состоит в т ...