Приучение — метод воспитания, основанный на постепенном освоении до уровня привычки какого-либо способа действия под контролем и при поддержке воспитателя.
О сформированности привычки свидетельствует сложившийся динамический стереотип поведения, например: чистить зубы по утрам, вовремя садиться выполнять уроки, при встрече здороваться.
Приучение начинается с показа образца того или иного поведения. Приучение основывается на внешнем контроле. Учитель, входя в класс, должен первое время напоминать детям, что приветствовать учителя нужно стоя. Он говорит при этом: «Давайте встанем красиво, это будет означать, что вы мне рады и готовы к работе». Важно создать у детей положительное отношение к новой для них форме поведения. «Мальчики, будьте мужчинами», — говорил Ш.А.Амонашвили своим шестилеткам всякий раз, когда они устремлялись к раздевалке, постепенно приучая мальчиков пропускать девочку вперед, подавать ей пальто. Постепенно такой способ поведения становится привычным. Приучение осуществляется, как правило, в сочетании с упражнением, поскольку привычный способ поведения требует закрепления необходимых навыков.
Упражнение — метод воспитания, основанный на организованном повторении определенных действий и поступков ё целью формирования умений и навыков.
Если мы хотим воспитать у человека какое-либо качество, мы должны ставить его в условие, где он был бы вынужден это качество проявлять. Нельзя воспитать мужественного человека, если не дать ему возможность проявить мужество, — все равно в чем: в сдержанности, прямом открытом слове, некотором лишении, терпеливости, смелости.
Наряду с тем, что упражнение предполагает наличие элементов механического повторения, применение данного метода дает положительный эффект, если человек четко представляет результат, которого он должен достигнуть, и сознательно стремится улучшить свои показатели. Овладев определенными умениями и навыками, человек выходит на новый качественный уровень, что неизбежно скажется на его общении и деятельности.
Поручение — метод воспитания, основанный на передаче персональной ответственности за дело.
Поручение ставит человека в ситуацию, когда он неизбежно становится субъектом деятельности, а это значит, что он должен направить свою активность на достижение результата. Внешний контроль, как правило, касается результата деятельности, процесс же человек должен организовать сам: распределить ресурсы, выработать определенный ритм работы, спланировать, осуществлять самоконтроль. Поручения бывают разной степени сложности, но в любом случае, выполняя их, человек должен проявлять инициативу и ответственность.
Перспектива — метод педагогического взаимодействия, который стимулирует общественно полезную деятельность детей путем постановки перед ними увлекательных значимых целей. При этом достижение их становится личным стремлением, желанием и интересом воспитанника. Назначение метода перспективы состоит в том, чтобы превратить цель и задачи общественно полезной деятельности коллектива учащихся из внешнего стимула во внутренние побуждения каждого из его членов. Метод перспективы позволяет педагогу, органам ученического самоуправления последовательно направлять развитие коллектива, обогащать его содержание. Достигается это выстраиванием перспектив разного масштаба в определенную систему.
Методы стимулирования.
Требование — метод воспитания, основанный на предъявлении личности в более или менее категоричной форме определенных норм и правил поведения.
А. С. Макаренно вывел своеобразную теорему применения метода требования и старался в своей практике ей следовать: «Там, где я не уверен, можно ли потребовать чего-либо, правильно или неправильно, я делал вид, что я ничего не вижу. Я ожидал случая, когда и для меня становилось очевидным, и для всякого человека со здравым смыслом становилось ясно, что я прав. В таком случае я предъявлял до конца диктаторские требования, и так как они казались лучше от такой очевидной правды, я действовал смелее, и ребята понимали, что я прав, и легко мне уступали»'. А.С.Макаренко в своей педагогической деятельности сочетал непреклонную требовательность и твердость с уважением к личности воспитанника.
Похожие статьи:
Задачи обучения и принципы построения программы по рисованию
у детей младшего дошкольного возраста
Основной целью обучения изобразительной деятельности является развитие творческих способностей детей. Одна из основных задач обучения детей – воспитание умения правильно передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения конкретных предметов и явлений. Изобразительные ...
Формирование произносительных навыков при работе с поэтическим материалом
на уроке английского языка
Работа над произносительной стороной речи ведется на всех ступенях обучения языку. При этом учащиеся с большим желанием и старанием работают над отдельными звуками, труднопроизносимыми словами и интонацией, если они представлены в рифмованной форме. Для решения вопросов, связанных с обучением произ ...
Рефлексивность и самопознание в структуре личности
Необходимым условием успешного личностного развития является положительное отношение к изучению собственного «Я», выявление своих возможностей и их дальнейшая реализация; обращение в случае неудач, к личностным причинам и мобилизация неиспользованных ранее возможностей или переделка уже сложившихся ...