Обучая и развивая леворукого ребенка следует помнить, что речь дошкольников подчиняется закономерностям не логического, а непосредственно чувственного восприятия, которое обеспечивается деятельностью правого полушария. Именно поэтому речь педагогов должна быть образной, богатой эмоционально и интонационно, сопровождаться мимикой, жестами, постоянно подкрепляться зрительной наглядностью. Одним из основных условий и показателей хорошего психического и нервно-психического развития ребенка является своевременное и разностороннее развитие его движений. У леворукого ребенка особое внимание нужно уделять развитию движений руки .
Тренировать пальцы рук можно уже с двух-трехмесячного возраста используя такие приемы массажа как поглаживание кистей рук от кончиков пальцев к запястью, поглаживание каждого пальца в отдельности от ногтя к низу, поочередное сгибания и разгибание пальцев рук. С десятимесячного возраста малышу можно давать перебирать сначала более яркие и крупные предметы, затем более мелкие. Полезны для тренировки пальцев различные игры, сопровождаемые стихами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, лепка, работа с ножницами, шнуровка, завязывание различных узлов, нанизывание бус и т.п.
Учить ребенка ориентироваться в пространстве, правильно сидеть при письме, правильно держать ручку необходимо начинать уже в подготовительный к школе период.
Большинство дошкольников левшей еще слабо ориентируются в пространстве и на плоскости, путаются в определении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям. Поэтому воспитателю и учителю необходимо поворачиваться спиной к детям при показе той или иной руки или стороны в пространстве. Также и ребенка следует просить поворачиваться спиной к остальным детям при выполнении необходимых действий.
При формировании умения различать правую и левую сторону начинают с дифференциации правой и левой руки. Сначала вводят речевые обозначения, а потом просят выполнять различные движения то одной, то другой рукой. Затем приступают к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха, щеки.
Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве в следующей последовательности.
Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку («Покажи, какой предмет находится справа от тебя» или «Положи кубик слева от себя»). Если ребенок затрудняется выполнить задание, то уточняют, что справа - ближе к правой руке, а слева — ближе к левой.
Определение пространственных отношений между двумя-тремя предметами или изображениями. Сначала уточняют расположение двух предметов. Затем взрослый предлагает взять правой рукой кубик и положить его возле правой руки, взять левой рукой книгу и положить у левой руки. Потом ребенок отвечает на вопрос: «Где находится кубик, справа или слева от книги?» В дальнейшем ребенок выполняет следующие задания по инструкции взрослого: положить ручку слева от кубика; положить карандаш справа от книги; сказать, где находится ручка по отношению к кубику, карандаш по отношению к книге. Затем берутся три предмета, и ребенок выполняет следующее задание: «Положи кубик перед собой, слева от него положи карандаш, а справа - ручку» и так далее.
Трудности в письме связаны прежде всего не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный к школе период очень важно использовать различные задания и упражнения, которые постепенно готовят руку ребенка, особенно левши, к письму. Самый простой и эффективный способ - раскрашивание карандашами. Это занятие тренирует мелкие мышцы детской руки, делает ее движения более сильными и координированными. При подготовки руки к письму используют такие приемы как обводка, штриховка, дорисовывание изображения до целого, срисовывание, завершение узора или орнамента из прямых и изогнутых линий.
При подготовке к обучению грамоте важно помочь леворукому ребенку выбрать положение руки во время письма. Есть две манеры леворукого письма: первая (более распространенная) - рука находится в положении, аналогичном тому, как пишут правой рукой (под строкой), а лист бумаги располагается вдоль левой руки с наклоном вправо; вторая (инвертная) - кисть повернута к груди пишущего, рука и ручка находятся над строкой, лист бумаги наклонен влево. Леворукий ребенок должен сам избрать удобную ему манеру письма. В дальнейшем, при обучении в школе леворукого ребенка, учитель должен снизить требования к каллиграфии. Допустимо вертикальное написание букв или их наклон влево.
Похожие статьи:
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и решена симплексным методом и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена как конеч ...
Семья как фактор формирования личности
Среди различных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из важнейших является семья. Традиционно семья-главный институт воспитания. То, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи обусловлена тем, что в ней человек находится в ...
Дидактическая игра как одно из средств формирования навыков сложения и
вычитания в пределах двадцати у учащихся начальных классов школы VIII вида
Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом — обаяние игры. В каждую эпоху обществен ...