Дайте характеристику особенностей межличностных отношений в детском коллективе.
Оцените особенности взаимодействия педагога с детским коллективом.
4. Формулировка педагогических проблем и педагогических задач.Сформулируйте цели воспитания в данной педагогической системе. Определите проблему, возникшую в этой педагогической ситуации. Конкретизируйте задачу, которую следует решить.
Алгоритм решения педагогической задачи
1. Выдвижение гипотезы.
Выбор направления действий педагога, видов деятельности, общих методов воспитания.
Прогнозирование их результативности.
Рассмотрение различных вариантов действий педагога.
2. Выбор оптимального варианта действий педагога. Выбор методов педагогического воздействия.Определение соответствующих методических приемов.Выбор организационных форм.
Подбор необходимых средств, способствующих решению задачи.
3. Детализация.
Продумывание оперативной структуры действий педагога.
4. Анализ предполагаемых результатов.
Характеристика предполагаемых изменений, которые должны произойти в педагогической системе благодаря решению задачи.
Наряду с методами в воспитательной практике широко используются приемы воспитания. Прием воспитания — это педагогически оформленный акт взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение конкретной воспитательной задачи.
Прием — это способ педагогических действий в определенных условиях (равно понятию «операция»).
Приемы носят частный характер и не имеют самостоятельной педагогической задачи. Например, деление класса на микрогруппы (случайным выбором, по интересам, по лидерам и т. п.) — методический прием, который может быть подчинен разным задачам: научить коллективному планированию, раскрыть индивидуальные способности или др. Взаимосвязь методов и приемов подвижна, одни и те же приемы могут использоваться в различных методах.
Приемы могут применяться как самостоятельно, так и в сочетании с различными методами. Например, беседа будет более продуктивной, если в процессе ее ведения дополнительно использовать прием активного слушания. Внушение в сочетании с приемами психологического поглаживания, ласковым обращением «Милый мой!» позволит ослабить внутреннее сопротивление воспитуемого. Наказание в сочетании с «Сообщением» будет выглядеть более убедительным. Методы стимулирования прекрасно дополняются такими приемами, как авансирование достоинств. Педагогические приемы воспитания можно разделить на диалогические, манипулятивные и императивные.
Диалогические приемы воспитания:
Эти приемы основываются на безусловном принятии ребенка, уважении его интересов, проблем, стремлении достичь согласия. В их основе лежит диалог с ребенком. Безусловно, принимать ребенка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и так далее, а просто так, просто за то, что он есть. Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, т.е. нужности другому, — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Она удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. Диалог с воспитанниками — уникальный инструмент педагогической поддержки формирующейся личности в те ключевые моменты, когда она испытывает затруднения в выборе жизненных приоритетов, идеалов, партнеров, образа поведения, в формулировании выводов для себя из собственного опыта. Остановимся на наиболее известных приемах воспитания.
Активное слушание. «Активно слушать ребенка — значит "возвращать" ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство»'.
Похожие статьи:
Приемы формирования читательских умений у младших школьников
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения. Формироваться умения будут, через следующие приемы и мет ...
Педагогическая теория 30-40 гг
Педагогические идеи В.Г. Белинского составляют органическую часть его литературного творчества. Взгляды Белинского на первоначальное семейное воспитание и обучение детей раскрыты им в статье “О детских книгах (1840) - рецензии на две сказки Гофмана и детские сказки дедушки Иринея. Стоя на позициях ...
Классификация досуга по числу участников
По количеству участников формы досуга могут быть: - индивидуальные (чтение книг, просмотр фильмов и телепередач, прогулка, занятия спортом, рисованием, музыкой и т.п.); - групповые (занятия в секциях, кружках, по разным направлениям, экскурсии); - массовые (фестивали, праздники, конкурсы, соревнова ...