Вопросы преподавания программирования в средней школе находятся в центре внимания с начала 60-х годов. В исследованиях, проведенных И. Н. Антиповым, Г. А. Бабушкиной И.А. Звенигородским, В. Н. Касаткиным, М. П. Лапчиком, А. С. Лесневским, В. М. Монаховым, С. И. Шварцбурдом, М.В. Швецким и др. были рассмотрены вопросы структуры, содержания обучения программированию, выбора учебного языка и др. Технология программирования претерпевает изменения. Современное состояние информатики в средней школе характеризуется повсеместным переходом к новой объектно-ориентированной парадигме программирования.
Отсюда актуальным становится соблюдение дидактического принципа научности, требующего соответствия содержания обучения уровню современной науки, и формирование у школьников представлений о частных и общенаучных методах познания.
Анализ учебных программ базового курса информатики средней школы позволяет сделать вывод о том, что объектно-ориентированное программирование (ООП) в этом курсе не нашло должного отражения. Обучение ООП в учебных программах представлено фрагментарно, а в рекомендованных для школ учебных пособиях полностью отсутствует. Следует отметить, что на современном этапе развития школьной информатики статус объектно-ориентированного программирования в профильном курсе до сих пор не определен, хотя в проекте Государственного образовательного стандарта сформулирован его обязательный минимум.
Эти обстоятельства значительно уменьшают уровень научности курса информатики, соответствие его содержания жизни и ее проблемам, ослабляют процесс развития мышления школьников в процессе обучения.
Вышесказанное определяет наличие трех основных противоречий:
между высокими темпами развития науки информатики и относительно медленными темпами создания и внедрения методик обучения, в частности объектно-ориентированного программирования;
между наличием в содержании нормативных образовательных документов серьезных вопросов, связанных с ООП, и отсутствием электронных образовательных ресурсов;
между потенциальными возможностями развития мыслительной деятельности учащихся в процессе обучения объектно-ориентированному программированию и недостатком методик для реализации этого процесса.
Наличие данных противоречий обуславливает актуальность нашего исследования, направленного на разработку электронного образовательного ресурса (ЭОР), а также создание комплекса учебно-методических материалов, обеспечивающих усвоение школьниками в курсе информатики теоретических основ объектно-ориентированного программирования (понятий, принципов, методов) и их практической реализации с использованием технологии визуального проектирования.
Таким образом, актуальность исследования определяется современными тенденциями развития информатики как науки, в частности, переходом к программированию на основе объектно-ориентированной методологии.
Цель исследования состоит в разработке и теоретическом обосновании методической системы обучения учащихся объектно-ориентированному программированию и технологии визуального проектирования в профильном курсе информатики на примере электронного образовательного ресурса «Delphi 7. Учимся на примерах».
Объектом исследования является процесс обучения учащихся информатике в общеобразовательной школе в условиях инновационной образовательной среды.
Предметом исследования служит эффективность обучения программированию в профильном курсе информатики.
Гипотеза исследования. Методика обучения объектно-ориентированному программированию, основанная на применении мультимедийных уроков в профильном курсе информатики, позволит повысить:
уровень усвоения основ объектно-ориентированного программирования;
эффективность развития мыслительной деятельности школьников.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы решались следующие задачи.
Проведение анализа состояния проблемы обучения ООП в школе и обоснование целесообразности изучения школьниками основ объектно-ориентированного программирования с использованием визуального проектирования в базовом курсе информатики.
Определение основных принципов построения методической системы обучения учащихся объектно-ориентированному программированию и технологии визуального проектирования в условиях инновационной образовательной среды.
Изучение преимуществ метода мультимедийных уроков при изучении раздела «Основы ООП и технологии визуального проектирования» и возможности его применения для успешного усвоения учебного материала.
Разработка необходимого учебно-методического материала, включающего программу, примерное содержание, поурочное планирование и методические рекомендации для реализации разработанной методики.
Экспериментальная проверка результативности предложенной методики обучения.
Методы исследования:
изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической и специальной литературы по проблематике исследования;
анализ программ, учебных пособий и методических материалов по школьной информатике;
анализ передового педагогического опыта преподавания информатики;
разработка структуры и информационного наполнения курса;
изучение необходимых программных продуктов для реализации интерактивности;
моделирование, проектирование, конструирование электронного образовательного ресурса;
организация методического сопровождения курса;
освоение информационных технологий;
наблюдение за деятельностью учащихся в процессе изучения основ объектно-ориентированного программирования и технологии визуального проектирования, анализ результатов этой деятельности;
анкетирование, беседы с учителями и учащимися;
проведение опытно-экспериментальной работы, статистическая обработка результатов эксперимента и их анализ.
Научная новизна выполненной работы состоит в том, что разработана методическая система обучения объектно-ориентированному программированию и визуальному проектированию в профильном курсе информатики в целях повышения уровня усвоения основ ООП и развития мыслительных способностей учащихся, основанная на использовании метода мультимедийных уроков, а также спроектирован и реализован программный продукт учебного назначения «Delphi 7. Учимся на примерах».
Основные этапы работы:
На констатирующем этапе эксперимента основной целью являлось установление состояния изучаемой педагогической системы. Эксперимент был направлен на решение следующих задач: анализ состояния, потребностей и перспектив массовой практики, ориентированной на подготовку учащихся школы по вопросам объектно-ориентированного программирования; выявление проблем преподавания объектно-ориентированного программирования и технологии визуального проектирования, а также причин, обусловивших их появление; выявление уровня развития мышления учащихся школы.
На поисковом этапе были определены теоретические основы построения методики обучения учащихся объектно-ориентированному программированию и технологии визуального проектирования в рамках профильного курса информатики. В соответствии с этими положениями разработаны цели, задачи и программа обучения, тематическое планирование и примерное содержание раздела. Осуществлялась разработка электронного учебного курса по программированию в соответствии с установленными ранее принципами, создавалась методика применения его элементов в учебном процессе, разрабатывались методы измерения критериальных показателей, характеризующих активность школьников при осуществлении учебно-познавательной деятельности, а также результативность обучения.
На формирующем этапе проводился эксперимент, в ходе которого определялась эффективность разработанной методики обучения ООП и технологии визуального проектирования, основанной на использовании метода мультимедийных уроков и объективной оценке знаний учащихся. Апробация и контрольный эксперимент проходил на базе МОУ «Средняя (полная) общеобразовательная школа № 9 с углубленным изучением отдельных предметов» Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Основы данной выпускной квалификационной работы были изложены на всероссийской научно-практической студенческой конференции «Студенты в научном поиске: теория и практика», на Республиканском конкурсе «Педагогический Олимп - 2009», а также на региональном конкурсе «Золотой студент - 2009».
Похожие статьи:
Конспекты сюжетно-ролевых игр
1. Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам безопасности движения: «Мы едем, едем, едем». Цель: закрепите правила дорожного движения для пешеходов и научить детей практически их выполнять. Материал к игре: пешеходные дорожки, светофор, сигнальные круги, машина автобус, стулья, музыкальное сопровож ...
Организация образования на компетентностной основе
В экспериментальных исследованиях компетенции, как способности и готовности обучающегося (выпускника) применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности, наметилось несколько основных подходов, различие между которыми не исчерпывалось методологией, но восходило к исходным теор ...
Развитие речи у детей с задержкой психического развития
Речевая деятельность детей с задержкой психического развития изучена недостаточно. В настоящее время мы располагаем данными о некоторых ее особенностях: - излишняя вербализация, использование моторных слов без понимания и смысла, - несформированность грамматического строя речи, - недостаточность сл ...