С появлением в школьном учебном плане основ информатики, постепенным оборудованием школ компьютерами и прикладными программными средствами появляется необходимость в отборе содержания образования по информатике.
Проектирование содержания образования по информатике является одной из сложнейших задач методики. Это обусловлено тем, что информатика выделена в самостоятельную учебную дисциплину сравнительно недавно, и содержание образования по информатике окончательно не сформировалось, а методика обучения информатике находится в поисках фундаментальной основы.
Проблема конструирования содержания образования по информатике в числе других педагогических проблем стоит на одном из первых мест.
В настоящее время в школах существуют профильные классы, где изучается расширенный по содержанию курс информатики.
Важной задачей классов с углубленным изучением информатики (профиль - «Информатика») является подготовка специалистов в области информатики.
В соответствии с законом «Об образовании» современная школа имеет право на создание собственных учебных планов в соответствии с образовательными потребностями школьников. Современное состояние информатики характеризуется повсеместным переходом к новой объектно-ориентированной парадигме программирования.
Проблема содержания образования в ряду других педагогических проблем всегда стояла на первом месте. И это понятно: человечеству на всех этапах своего развития приходилось решать, чему учить подрастающее поколение. Актуальность эта проблема сохраняет и в наши дни.
Основными направлениями являются: методологические проблемы содержания образования, сущность социально-исторического опыта, который входит в содержание образования, определение критериев для отбора и структуры содержания образования.
Важным является вопрос о том, какие компоненты необходимо включить в содержание образования, в какой последовательности их расположить.
Содержание общего среднего образования необходимо рассматривать в единстве следующих аспектов: социальной сущности, педагогической принадлежности содержания образования и системно-деятельностного способа его рассмотрения.
Социальная сущность содержания образования определяется тем, что именно оно, вместе с процессом обучения, служит главным средством передачи социального опыта подрастающим поколениям.
Содержание образования - категория педагогическая, поскольку оно не копирует социальный заказ, а переводит его на язык педагогики. Разрабатывая содержание образования, педагог-ученый тем самым раскрывает и конкретизирует социальный заказ средствами своей науки, а учитель, реализуя в практической деятельности это содержание, тем самым выполняет социальный заказ.
Любой сложный объект не может рассматриваться иначе как с позиций системного подхода. Содержание передается учителями и усваивается учащимися в рамках деятельности обучения. Формирование содержания происходит не случайно, а осуществляется в деятельности дидактов, методистов и других специалистов в области педагогики.
Исходя из учета социальной сущности и педагогической принадлежности, содержание образования можно определить как педагогическую модель социального заказа, обращенного к школе.
Обзор реальной картины формирования содержания образования позволяет в рамках системного представления о нем выделить несколько уровней формирования такого содержания.
Похожие статьи:
Анализ программ и стандарта по информатике в
начальной школе
Изучив стандарт по технологии в начальной школе, оказалось, что информатика изучается в рамках предмета "Технология" как отдельный модуль с 3 класса. Так как ведущей деятельностью у детей этого возраста является игра, поэтому мы считаем, что целесообразно вводить элементы теории игр. Были ...
Педагогическая деятельность и теория великого
русского педагога К.Д. Ушинского
Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворительного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не тол ...
Качественная характеристика финского образования
Те факторы, которыми объясняются успехи финского школьного обучения, можно условно разделить на социокультурные (контекстные) и институциональные (структурные). К социокультурным относятся объяснения, апеллирующие к национальным традициям и социальным условиям функционирования финской системы образ ...