Новые социально-экономические реалии развития России, которые характеризуются существенным повышением социальной и профессиональной мобильности ее населения, требуют поиска новых адекватных форм организации образования, способных удовлетворить возрастающие потребности граждан в получении или в совершенствовании ранее полученных знаний и умений, поскольку традиционные концепции и формы обучения в новых условиях становятся все менее эффективными.
В то же время нельзя не заметить того факта, что современный мир практически стал информационно единым благодаря повсеместному применению средств информационно-коммуникационных технологий, которые становятся неотъемлемым атрибутом профессиональной деятельности десятков миллионов людей. Еще более широкие масштабы применения компьютеров и коммуникационных сетей в повседневной жизни.
Словосочетание «Информатизация образования», на взгляд человека непосвященного, выглядит парадоксально, поскольку обмен информацией между учителем и учениками лежит в основе обучения, в значительной мере определяя его сущность. Тем не менее, этот термин получил широкое распространение для описания процессов развития современных образовательных систем в тех случаях, когда речь идет о различных аспектах использования компьютеров, компьютерных сетей и соответствующих информационных технологий в обучении и управлении образовательными учреждениями.
Цель информатизации образования нельзя рассматривать в отрыве от целей самого образования, которые изменяются по мере развития и усложнения научных знаний, накопления информации об окружающем нас мире.
Применение вычислительной техники в образовании началось практически с появлением реального доступа преподавателей и учащихся к работе с этой техникой. Длительное время процессы информатизации образования развивались стихийно, что неизбежно приводило к ряду негативных последствий, среди которых:
неопределенность целей и задач, бессистемность развития;
дублирование и отсутствие координации работ;
отсутствие реальных стимулов опережающего развития электронных образовательных ресурсов и применения передовых образовательных технологий в учебном процессе;
неразвитость технологических стандартов, обеспечивающих единые требования к разработке и применению электронных образовательных ресурсов;
низкий уровень технологичности электронных образовательных ресурсов, приводящий к сложностям развития и взаимодействия, а также к недостаточной длительности жизненного цикла этих ресурсов, практически жестко связанной со сменой аппаратно-программных средств вычислительной техники.
Социально оправданные и экономически эффективные подходы к информатизации образования предполагают разработку целостной концепции, в которой обосновываются и фиксируются:
первоочередные и перспективные цели и задачи применения информационных технологий в образовании;
очередность, сроки и результаты решения поставленных задач;
потребные ресурсы и источники их формирования.
Общие контуры такой концепции применительно к российской системе образования были определены в конце 90-х годов XX столетия. Основные положения этой концепции были реализованы, а часть из них потеряла актуальность, что неудивительно в такой динамически развивающейся области человеческой деятельности, какой является область информационно-коммуникационных технологий.
В современных условиях образование должно рассматриваться не только и не столько как овладение учащимися необходимым объемом учебной информации, а как развитие у них в процессе обучения потребностей и способностей к самостоятельному получению все новых общих и профессиональных знаний и умений, пользуясь при этом многообразными источниками информации.
Изменение социальной практики и соответствующее изменение целей образования с неизбежностью влечет за собой и новое содержание образования, и новые технологии работы с учебной информацией.
Образование как результат овладения знаниями, формирования и развития умений и навыков в значительной степени определяется процедурами поиска, передачи, накопления, хранения, преобразования и отображения информации. С определенной долей упрощения можно сказать, что образование является процессом информационным. Поэтому под информатизацией образования следует понимать систему мероприятий, направленных на повышение качества и эффективности работы с информацией учебного назначения. В современных условиях эти мероприятия связываются с расширенным применением компьютерной техники и средств телекоммуникации.
Похожие статьи:
Анализ развития воображения у детей дошкольного
возраста
С целью выявления уровня развития воображения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение». Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика акт ...
Изучение потребности учителей-логопедов в изучение учащихся
В ходе проведения исследования сформированности потребности учителей-логопедов в изучении учащихся были получены следующие данные (см. Табл. 1): 100% учителей-логопедов стремятся понять своих учеников. Это высокий показатель, т.к. педагогическая деятельность основана на взаимодействии учителя и уче ...
Сущность классного руководителя по организации деятельности самоопределения
школьников
Педагогическая поддержка самоопределения школьников в основной и старшей школе - это совокупность научно-методической и организационно-педагогической деятельности педагогического коллектива во взаимодействии с социальными партнерами школы по формированию образовательной среды, способствующей самооп ...