Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 6

высокий уровень общей школьной тревожности имеют 36,7 % учащихся (22 человека).

Данные представлены на рисунке 2.

Рис.2 "Процентное соотношение испытуемых с различным уровнем общей школьной тревожности

Были сопоставлены результаты по тесту Филипса с уровнем успеваемости и установлено: у учащихся с низким уровнем успеваемости высокий либо повышенный уровень общей школьной тревожности, в данной группе отсутствуют дети с низким уровнем школьной тревожности.

Таким образом, было выделено две группы испытуемых:

с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности (с низким уровнем успеваемости и повышенным либо высоким уровнем общей школьной тревожности). Данную группу составили 18 младших школьников;

учащиеся без признаков психологического неблагополучия в учебной деятельности - "психологически благополучные" (с высоким либо средним уровнем успеваемости и низким либо повышенным уровнем школьной тревожности). Данную группу составили 42 младших школьника.

Второй этап исследования.

Две группы испытуемых "психологически неблагополучные в учебной деятельности" и "психологически благополучные в учебной деятельности" младших школьники сравнивались по следующим показателям: по общему уровню интеллектуального развития (фактор интеллектуально-познавательного развития); по уровню сформированности мотивационной готовности к обучению в школе (фактор мотивационной готовности); по степени благополучия взаимоотношений с учителем (фактор неблагополучия взаимоотношений с учителем); по степени благополучия взаимоотношений со сверстниками (фактор неблагополучия взаимоотношений со сверстниками); по степени благополучия взаимоотношений с родителями (фактор неблагополучия взаимоотношений с родителями).

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием критерия Фишера. Цель: выявление достоверности различий в уровне признака по двум группам.

Установление достоверной разницы значений позволяет сделать вывод о статистически значимых различиях в двух группах испытуемых по изучаемому признаку и, соответственно, о степени влияния определенного фактора на психологическое неблагополучие в учебной деятельности.

Анализ результатов по общему уровню интеллектуального развития в двух группах испытуемых (данные теста "Нарисуй человека). Результаты представлены на рисунке 3.

Рис.3 "Сравнительный анализ результатов по общему уровню интеллектуального развития младших школьников с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся"

Из рисунка 3 видно, что у большинства учащихся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности низкий уровень общего интеллектуального развития. У большинства "психологически благополучных" учащихся - средний либо высокий уровень общего интеллектуального развития.

Достоверность различий между результатами двух групп испытуемых представлена в таблице 1.

Таблица 1

Достоверность различий по критерию Фишера в двух группах испытуемых по уровню общего интеллектуального развития

Уровень общего интеллектуального развития

Учащиеся с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности

(n=18)

"Психологически благополучные" учащиеся

(n=42)

Достоверность различий

низкий

66,7 %

7,1 %

φ* > φ* кр (р=0,01)

средний

27,8 %

64,3 %

φ* > φ* кр (р=0,01)

высокий

5,5 %

28,6 %

φ* > φ* кр (р=0,05)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Похожие статьи:

Сочетание традиционной репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами
По своему назначению лабораторные занятия можно классифицировать так: Вводные или измерительные лабораторные занятия, которые проводятся в ряде ВУЗов по общенаучным и общетехническим дисциплинам. Их цель – проиллюстрировать основные закономерности изучаемой науки, ознакомить студентов с техникой эк ...

Методики диагностики внимания младших школьников
Рассмотрим основные методики, которые помогают диагностировать уровень развития внимательности младших школьников и отдельных свойств внимания. В исследовании по формированию внимания как автоматизированного действия контроля, психолог С.Л. Кабыльницкая использовала методику "Обнаружение ошибо ...

Проблема развития навыков сложения и вычитания у учащихся школы VIII вида
Трудности в обучении математике учащихся школы VIII вида обусловливаются косностью и тугоподвижностью процессов мышления, связанных с инертностью нервных процессов. Проявление этих процессов мышления умственно отсталых при обучении математике многообразно. Отмечается «застревание» на принятом спосо ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru