Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Педагогика и воспитание » Основные причины психологического неблагополучия ребенка, связанные с учебной деятельностью » Эмпирическое исследование факторов психологического неблагополучия младшего школьника в учебной деятельности

Страница 4

2) методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович);

3) социометрическая методика;

4) тест школьной тревожности Филлипса;

5) методика "Кинетический рисунок семьи".

Также был использован метод беседы, изучение документации (школьного журнала).

Выборку составили 60 испытуемых: учащиеся 3-х классов Кормянской школы №2.

Исследование проходило в несколько этапов:

1) На первом этапе исследования в результате беседы с учителем и изучения школьного журнала были выделены группы учащихся с различной успеваемостью. Была проведена методика Филлипса с целью определения уровня школьной тревожности. Задачи данного этапа заключались в выявлении учащихся с признаками "неблагополучия" в учебной деятельности (с высоким уровнем школьной тревожности и низким уровнем успеваемости).

2) На втором этапе исследования было проведено обследование с помощью социометрической методики, теста "Нарисуй человека", методики Л.И. Божович, "Кинетический рисунок семьи" с двумя выделенными группами испытуемых: с признаками психологического неблагополучия в учебной деятельности и "психологически благополучных" учащихся.

3) На третьем этапе сравнивались показатели по проведенным методикам в двух группах испытуемых. Задачи данного этапа заключались в выявлении различий по изучаемым признакам и выявлении факторов психологического неблагополучия в учебной деятельности.

4) На четвертом этапе были сделаны выводы согласно полученным результатам.

Краткое описание используемых психодиагностических методик.

Тест "Нарисуй человека" (Ф.Л. Гудинаф).

Тест предложен Ф.Л. Гудинаф в 1926 г. В 1963 г.Д. Харрисом тест был пересмотрен, расширен и опубликован под названием "Гудинаф-Харрис рисования тест". Тест предназначен для измерения уровня интеллектуального развития детей и подростков, выполнен в рамках подхода "общего интеллекта".

Описание: ребенка просят "как можно лучше" нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). По ходу рисования комментарии не допускаются. Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе того, какие части тела и детали одежды изображает обследуемый, как учтены пропорции, перспектива и т.д. Шкала признаков для оценки рисунка содержит 73 пункта. За выполнение каждого пункта начисляется 1 балл, за несоответствие критерию - 0 баллов. В итоге подсчитывается суммарная оценка.

Надежность теста, неоднократно проверявшаяся разными методами, достаточно высока. Коэффициент ретестовой надежности составляет 0,68, а коэффициент надежности методом расщепления - 0,89. Показатели конструктной валидности, несмотря на вариабельность, превышают 0,50.

Из таблиц Гудинаф - Харриса взяты соотношения баллов и "нормального" IQ, соответствующего 100 %, а также те показатели, которые примерно соответствуют IQ = 70% (т.е. минимального значения, относящегося к норме). Использование предложенного материала в силу указанных причин допустимо лишь в следующих пределах. В тех случаях, когда количество баллов ниже, чем соответствующее IQ = 70%, это дает основание для более детального изучения интеллектуальной сферы ребенка с целью выявления возможного отставания в умственном развитии.

В возрасте 8 лет - 100% - 26 баллов; 70% - 10 баллов; 9 лет - 100% - 31 балл; 70% - 13 баллов.

Методика изучения сформированности "социальной позиции школьника" (Л.И. Божович). Ребенку читают 6 историй, а в конце каждой истории предлагается ответить на вопросы. По ответам судят о сформированности "социальной позиции школьника" и уровне мотивационной готовности к обучению в школе.

Социометрическая методика.

Социометрическая методика была преложена и разработана Дж. Морено. Данная методика позволяет определить положение испытуемого в системе межличностных отношений той группы, к которой он принадлежит. Испытуемым предлагался следующий критерий выбора: "с кем бы ты хотел сидеть за одной партой". Разрешалось сделать 3 возможных выбора. Затем предлагалось сделать 3 возможных выбора по "отрицательному" критерию: "с кем бы ты не хотел сидеть за одной партой". Листы с ответами испытуемых обрабатываются, и имеющаяся в них информация переносится в специальную таблицу, называемую социометрической матрицей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Похожие статьи:

Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...

Место пунктуации в школьном курсе русского языка
Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, так как вычлененные части оформляются синтаксически. Каждая пунктуационная норма, отраженная в формулировке правила, содержит в себе качество одного из условий выбора знака препинания указ ...

Психолого-педагогические аспекты творческих способностей подростков
Проблема познания сути творчества сложна и многогранна. Над основными аспектами теоретического анализа творческого процесса работали философы, психологи, педагоги. Процесс формирования и развития творческих способностей рассматривался такими философами, как Н.А. Бердяев, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru