Проблемы межпредметных связей в школьном обучении

Страница 1

Анализ современных учебников позволяет сказать, что во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов вне их естественной взаимосвязи. Чтобы ликвидировать разрыв между отдельными учебными дисциплинами, нужно определить такое обучение, при котором предметы дополняли бы друг друга, опирались бы один на другой с целью успешного изучения и проведения анализа изучаемых событий, явлений и законов на основе современных достижений наук. В конечном итоге, такое обучение поможет выработать у учащихся умения и навыки рассматривать изучаемые явления во взаимозависимости и взаимосвязи.

В работе учителя по оптимизации идеи межпредметных связей в процессе обучения следует придерживаться следующего положения:

а) построение взаимосвязей между предметами;

б) согласованную систему использования на уроках знаний, умений и навыков, известных учащимся из курса дисциплин, в данном случае – математики и биологии;

в) специальные приёмы реализации идеи межпредметных связей на уроках.

В целом, реализация идей межпредметных связей в практике преподавания будет успешной лишь при комплексном подходе к решению данной проблемы со стороны всего педагогического коллектива и учащихся.

Вышеизложенное и составило основу реализации идеи межпредметных связей математики и биологии в целом. Необходимо было установить следующую взаимосвязь:

а) использование математических методов в биологии;

б) изучение основных математических понятий, что значительно облегчает и упрощает изучение курса школьной математики.

При изучении различных учебных дисциплин ученики школы получают всесторонние знания о природе и обществе, но простого накопления знаний ещё недостаточно для эффективной подготовки их к трудовой деятельности. Выпускник школы должен уметь синтезировать знания, творчески применять их в разнообразных жизненных ситуациях. Формирование синтезирующего мышления школьника способствует осуществлению межпредметных связей при изучении ими основ наук. Поэтому, основными проблемами реализации межпредметных связей являются:

Отрыв содержания математического образования от практики.

Отсутствие индивидуальных компьютеров, средств программного обеспечения.

В условиях преподавания биологии по учебникам нового поколения наряду с такими достоинствами как качественная полиграфия, преемственность внутрикурсового содержания, присутствуют следующие недостатки:

Перегруженность объёма содержания параграфов.

Отсутствие или нечёткость формулировок признаков отдельных биологических понятий.

Сложный для восприятия и воспроизведения учащимися язык изложения учебного материала.

Забота о построении содержания единого курса биологии, усиление его внутренних связей не принижают значения его взаимосвязи с другими учебными предметами. Межпредметные связи в обучении рассматриваются как дидактический принцип и как условие, захватывая цели и задачи, содержание, методы, средства и формы обучения различным учебным предметам. Межпредметные связи позволяют вычленить главные элементы содержания образования, предусмотреть развитие системообразующих идей, понятий, общенаучных приёмов учебной деятельности, возможности комплексного применения знаний из различных предметов в трудовой деятельности учащихся. Межпредметные связи влияют на состав и структуру учебных предметов. Каждый учебный предмет является источником тех или иных видов межпредметных связей. Поэтому возможно выделить те связи, которые учитываются в содержании биологии, и, наоборот, идущие от биологии в другие учебные предметы. Формирование общей системы знаний учащихся о реальном мире, отражающих взаимосвязи различных форм движения материи – одна из основных образовательных функций межпредметных связей. Формирование цельного научного мировоззрения требует обязательного учета межпредметных связей. Комплексный подход в воспитании усилил воспитательные функции межпредметных связей курса биологии, содействуя тем самым раскрытию единства природы общества – человека. Таким образом, межпредметность – это современный принцип обучения, который влияет на отбор и структуру учебного материала целого ряда предметов, усиливая системность знаний учащихся, активизирует методы обучения, ориентирует на применение комплексных форм организации обучения, обеспечивая единство учебно-воспитательного процесса. Дальнейшее улучшение системы многосторонних межпредметных связей предполагает и дальнейшее совершенствование путей их реализации:

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...

Виды и основные свойства внимания
Рассмотрим классификацию видов и свойств внимания. Опыт показывает, что у человека есть два основных вида внимания непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание возникает и независимо от стоящих перед человеком целей. Произвольное внимание всегда связано с наличием определенной цели и воле ...

Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами. С момента поступ ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru