Условием, при котором возможно такое влияние одной личности на другую, является доверие к тому, кто осуществляет воздействие. Этот метод хорош в тех ситуациях, когда личность не в состоянии, в силу разных причин (возраст, здоровье, эмоциональное состояние), с достаточной степенью критичности оценивать ситуацию и принимать самостоятельные решения. Когда мама говорит пятилетнему ребенку: «Одному из дома уходить нельзя», — это вполне оправданно, поскольку ребенок может оказаться в критической ситуации, с которой не сможет справиться. Когда врач говорит больному: «Все будет хорошо», — он помогает ему направить жизненную энергию не на тревогу за свою жизнь и здоровье, а на выздоровление.
Но в, то, же время постоянное применение этого метода может привести к привычке слепо следовать указаниям извне.
Разъяснение — метод воспитания, основанный на растолковании содержания тех или иных норм, требований, правил поведения в той части, которая воспитаннику не ясна.
Этот метод уместен, когда человек сталкивается с новой ситуацией и у него самого недостаточно опыта и знаний, чтобы правильно ее оценить и выработать адекватное поведение. Когда первоклассник приходит в школу, ему необходимо растолковать правила поведения на уроке, объяснить, почему нужно поднимать руку, когда у тебя возникает вопрос, почему нельзя опаздывать на урок, и т.д. Важно, чтобы факты, примеры, подтверждающие необходимость выполнения тех или иных норм, требований и правил, были убедительны и аргументировали необходимость следовать определенным нормам.
Разъяснение не должно переходить в назойливое назидание, не следует разъяснять прописные истины, и поэтому этот метод должен применяться тогда, когда человек действительно не понимает содержание тех или иных норм, требований и правил поведения.
Рассказ — метод воспитания, основанный на повествовании отдельных фактов, событий, явлений с целью формирования к ним определенного отношения.
Преимущество рассказа заключается в том, что человек не воспринимает услышанное как назидание, он сам в силу сопричастности к героям рассказа формирует собственное эмоционально значимое отношение к событиям, фактам, явлениям и вырабатывает определенные поведенческие установки. Когда В.А. Сухомлинский рассказывал своим детям о Сашко, который лежит в больнице и нуждается во внимании, дети сами выражали желание сходить к товарищу в больницу и делали это радостно. Мастерство рассказчика заключается в умении доходчиво передать смысл событий, вызвать эмоциональный отклик.
Беседа — вопросно-ответный метод взаимодействия, основан на активизации мыслительной деятельности субъектов и ориентирован на совместный поиск истины.
Беседа предполагает обмен мнениями. Успешность беседы достигается при обоюдной заинтересованности собеседников в поиске истины, при желании и стремлении узнать точку зрения другого человека, понять его позицию. Ведя диалог с воспитанником, педагог должен отказаться от стремления убедить «любой ценой». Для того чтобы диалог состоялся, воспитатель должен владеть техникой постановки вопроса. Мастером такого диалога является Е.Н.Ильин. Ему принадлежит авторство такого приема, как «вопрос к себе». Суть его заключается в том, чтобы вопрос был сформулирован с расчетом не на абстрактно-логическое мыслетворчество, а на эмоционально-чувственное отношение к обсуждаемой ситуации, был личностно значим для собеседников.
Убеждение примером — метод воспитания, основанный на демонстрации значимыми для воспитанника лицами образца поведения и отношений (к себе, людям, к миру), которые он воспринимает как достойные для подражания.
Похожие статьи:
Гуманизация образования и демократический стиль педагога
Стремление жить в некой общности, быть ею защищенной, самоутверждаться в ее среде свойственно всем. Поэтому, если педагог хочет, чтобы дети были хорошими, необходимо делать все, чтобы воспитанники хотели быть таковыми, чтобы они находили удовольствие в хороших, нравственных поступках. Значит, у пед ...
Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у
учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...
Способы развития активизации деятельности ученика на уроках физики
на примере закона архимеда
Борьба за действенность знаний должна начинаться у истоков этих знаний, т.е. с самого начала овладения учащимися фактическим материалом основ физики, в процессе изучения ими систематического курса физики. Прежде всего, знания учащихся должны быть глубоко осмысленными и твёрдыми. Нельзя применять то ...