• владение способностью «чувствовать» (эмпатия) каждого конкретного ребенка, умение смотреть на проблему его глазами, с его позиций;
• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (тип нервной системы, темперамент, особенности восприятия, памяти и мышления, способности, интересы, потребности, мотивы, направленность, статус в коллективе, самооценка, сформированность положительной Я-концепции, активность и т.д.).
Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе — задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание, самореализацию.
Педагог в рамках воспитательного процесса осуществляет воспитательную деятельность — целенаправленное преобразование всей совокупности воспитательных влияний на воспитанника. Воспитательная деятельность, несмотря на наличие механизмов контроля со стороны государства и общества, достаточно автономна. Автономия означает не устранение какого-либо социального влияния, а возможность творческого осмысления воспитателем сущности воспитательного процесса с учетом реальной педагогической ситуации. В любую эпоху существовали педагогические оазисы, подобные «Школе радости» В.А. Сухомлинского, благодаря тому, что педагоги не ограничивались ориентацией на социальный заказ, а творчески осмысливали свой опыт и смотрели в будущее.
Воспитание как социальное явление осуществляется в конкретных исторических условиях и сопровождается накоплением и осмыслением содержания, средств, форм и методов, которые опробуются в конкретной воспитательной практике.
Основными компонентами воспитательного процесса являются: целевой, содержательный, операционно-деятельностный, аналитико-результативный.
1.Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей воспитания. Определение этих целей возможно с одной стороны на основе более полного учета интересов ребенка, с другой – с учетом тенденций общественного развития и требований, который предъявляет общество к образовательным учреждениям.
2.Содержательный компонент включает основные направления воспитания учащихся, реализуемых целостно. Содержания воспитания отражает его цель задачи и обеспечивает готовность человека к реализации комплекса общественных ролей в различных сферах социальных отношений.
3.Оперативно-деятельностный компонент определяет комплекс педагогических средств, реализуемых педагогом, и по сути представляет работу по реализации задач воспитания на основе представленных целей. Воспитательный процесс в этой связи рассматривают как развивающееся взаимодействие субъектов и объектов воспитания.
4.Аналитико-результативный компонент предполагает отслеживания эффективности воспитательного процесса, которая характеризуется изменениями в воспитанности учащихся.
Существуют следующие модели воспитательного процесса:
1.Социоцентрическая модель воспитания основывается на признании права каждой личности на развитие, обучение и воспитание. Приоритет в области воспитания отдается социальным институтам, которые реализуют социальный заказ. Обучение и воспитание в рамках социоцентрической модели воспитания рассматривается как трансляция опыта, что связано с поиском методов и способов эффективной передачи социально значимого опыта (знаний, умений, системы ценностей). Развитие личности направляется и контролируется в соответствии с определенной программой и сопровождается поиском средств стимулирования развивающей деятельности.
Похожие статьи:
Проведение занятия с использованием системы
текущего контроля успеваемости студентов
Профессия: техник. Специальность: 190631 Название дисциплины: информатика и ИКТ. Тема занятия: «Построение таблиц в текстовом процессоре Microsoft Word 2010» Цель обучения: обеспечить усвоение студентами способа построения таблиц в Microsoft Word. Цель воспитания: - развить у учащихся интерес к пре ...
Методы стимулирования
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и ...
Послетекстовые упражнения, используемые при аудировании в УМК 7, 8, 9 классов
Все послетекстовые упражнения, используемые для обучения аудированию в УМК 7,8, 9 класса, можно разделить на три группы, согласно классификации послетекстовых упражнений, предложенной в пункте 4.1. На основе проведённой работы, направленной на анализ системы послетекстовых упражнений и описание каж ...