Воспитательный процесс представляет собой целостную динамическую систему, системообразующим фактором который является цель воспитания, реализуемая во взаимодействии педагога и ученика.
Субъектами воспитательного процесса являются: воспитатель, воспитанник, социальная группа, учреждение, организация. Воспитатель и воспитанник как субъекты воспитательного процесса равны в плане проявления своей активности, индивидуальности, но в условиях воспитательного процесса они находятся в ситуации неравной ответственности: воспитатель в силу своей социальной роли несет главную ответственность, как за организацию воспитательного процесса, так и за результат воспитания.
Цель воспитательного процесса — ориентация школьников на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию.
Организация воспитательного процесса как созидание и поддержание условий для саморазвития осуществляется в тесном взаимодействии с воспитанником, с учетом его доброй воли.
В традиционной педагогике существует условное разделение учебного и воспитательного процессов. Это разделение связано с представлением о ведущей роли обучения в развитии личности. Традиционная педагогика школу рассматривает, прежде всего, как «школу обучения». Гуманистическая педагогика выступает за «школу развития», где понятия «педагогический» и «воспитательный» считаются близкими по значению, часто употребляется термин «воспитательно-образовательный процесс». Таким образом, воспитательный процесс — это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса.
Как отмечает Е.В.Бондаревская, в теории воспитания это требование выражается через личностно-ориентированный подход, при котором воспитанник признается полноправным партнером в условиях взаимодействия-сотрудничества. Этот подход позволяет реализовать идеи гуманистической педагогики при организации воспитательно-образовательного процесса в современных условиях.
Б. П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса.
Воспитательная (педагогическая) ситуация — это конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени.
Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.
Организация воспитательного процесса на основе идей гуманистической педагогики — сложная задача, ибо от педагогов требуется не только знание этих идей, но и принятие их, как собственных убеждений, на которых базируется мастерство организации взаимодействия с воспитанниками.
Гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов:
• безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему;
• проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
• осознание и признание права личности быть не похожей на других;
• предоставление права на свободный выбор;
• оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
Похожие статьи:
Психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического
развития
Систематическое психологическое изучение детей с задержкой, психического развития началось сравнительно недавно. Внимание исследователей было сосредоточено преимущественно на изучении познавательной деятельности детей этой группы. Т.А.Власова, В.И. Лубовский, Н.А.Никашина дают следующую психолого-п ...
Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...
Морфофункциональные особенности детей младшего школьного
возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...