Ярким представителем антропоцентрической модели является Р. Штейнер, который утверждал, что понять сущность человека можно только интуитивно, человек представляет собой неисторическое, вневременное явление единства духа, души и тела. Поэтому воспитание не должно ориентироваться на какие-либо государственные стандарты, а должно быть направлено на развитие индивидуальности. Роль педагога — это роль помощника в раскрытии жизненных сил ребенка. В антропоцентрической модели проектируются не нормативы и этапы, а условия развития, создается максимально естественная развивающая среда.
Развитие антропоцентрических идей в рамках гуманистической психологии и педагогики выражается в нацеленности всей системы воспитания на самовыражение, самораскрытие уникального Я, самореализацию личности.
Антропоцентрическую модель воспитания разрабатывал в яснополянской школе Л. Н.Толстой. Он пытался создать атмосферу свободного творчества, где педагог и ученики становились партнерами в совместной творческой деятельности.
Отличительные черты теорий в русле социоцентрической модели воспитания:
- индивидуализация, отказ от унифицированной цели воспитания;
- проектирование условий, а не личностного развития;
- свобода творчества;
- нацеленность на самореализацию, саморазвитие; -диалог воспитателя с воспитанником;
- создание естественной развивающей среды.
Отсутствие заранее проектируемых программ осложняет приближение в системе воспитания к какому-либо социально значимому стандарту.
4.Теоцентрическая модель основана на понимании человека как продукта божественного (космического) творения. Божественный аспект, сложившийся в Средние века, трактует воспитание как подготовку к загробной жизни. Цель воспитания связана со служением Богу, формированием богоугодных качеств. Теоцентрическая модель воспитания утверждает примат духовного над телесным. Цель воспитания в рамках этой модели — человек, верующий в Бога, детерминированный его волей, зависимый от него. Целью развития человека является приближение к божественному (высшему) идеалу, но только приближение, поскольку достичь высшего идеала невозможно. Теоцентрическая модель ориентирует человека на постижении своей особой (божественной) миссии.
Разработка теоцентрической модели в отечественной общественной мысли нашла развитие в идеях космистов (В. И. Вернадский, П.П.Флоренский). Космисты утверждали, что человек неразрывно связан с биосферой, с окружающей его материально-энергетической средой и вне ее существовать не может. Космисты, в отличие от теологов, отводили человеку активную роль. Они убедительно доказывали, что человек становится крупнейшей геологической силой. Он может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни. Перед ним открываются широкие творческие возможности. Лик планеты - биосфера - меняется человеком сознательно и главным образом - бессознательно. Следовательно, человек должен нести ответственность за свои мысли и действия.
Отличительные особенности теорий, разрабатываемых в русле теоцентрической модели воспитания:
-связь человека с высшими силами (Бог, космос);
- примат духовного над телесным;
- направленность на совершенствование (прежде всего духовное) человека;
- использование специфических символов, ритуалов, обрядов;
- ориентация на духовные искания человека, поиск своей миссии как высшего смысла жизни.
Похожие статьи:
Ключевые понятия концепции
Советская система образования - наряду с японской, американской, французской, английской, германской: каждая по своему - принадлежала к числу сильнейших образовательных систем мира. Это не означает, что у неё, как и у всех только что перечисленных, не было никаких недостатков. Главный из них: она б ...
Методика проведения практической деятельности
учащихся
Практическая деятельность осуществляется в учебных мастерских школы. Здесь для каждого из учащихся выделено постоянное рабочее место, т.е. закреплен определенный участок помещения с установленным на нем оборудованием: верстаком, столом и т.п. На рабочем месте должен всегда образцовый порядок, инстр ...
Подходы к классификации
педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме. Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориен ...