Характерным объектом связей в указываемых закономерностях является процесс развития творческого потенциала личности учащегося. Назовем закономерности целей и содержания технологического образования и технологий, применяемых в технологическом образовании.
Закономерности целей технологического образования:
• эффективность образовательного процесса определяется сбалансированностью целей различных уровней: общечеловеческих, государственных, национально-региональных, местных, школьных, учительских, ученических, родительских и личностных;
• творческость учащегося возрастает, если он осознанно участвует в определении целей деятельности, выборе проектов, в создании личностного компонента содержания образования;
• цели каждого нового этапа обучения определяются уровнем достижения целей предыдущего этапа и личностными творческими достижениями учащегося в динамике их развития.
Закономерности содержания технологического образования:
• эффективность технологического образования зависит от наличия индивидуальной программы творческого развития учащегося;
содержание технологического образования усиливает возможность индивидуальной образовательной траектории учащегося при создании творческой среды обра-зовательного учреждения, включающей творческий потенциал социума;
• включение в учебный процесс метапредметного содержания образовательной области “Технология” выводит ученика за пределы учебного предмета и приводит к установлению им личностно-значимых связей с другими образовательными областями, определяющими целостность содержания технологического образования;
• образовательные результаты учащегося зависят не от объема изучаемого материала, а от содержания создаваемого им творческого продукта.
Закономерности технологий, применяемых в технологическом образовании:
• эффективность образования зависит от соответствия видов и способов организуемой творческой деятельности возрастным и другим индивидуальным особенностям учеников;
• создание учеником творческого продукта ведет к повышению учебной мотивации и продуктивности образования;
• увеличение в учебном процессе доли открытых личностноориентированных заданий, не имеющих однозначно предопределенных решений и ответов, увеличивает интенсивность и эффективность развития креативных качеств учащихся;
• уровень образовательной продукции учеников определяется их индивидуальными способностями и степенью освоения ими технологией образовательной деятельности;
• диагностика развития творческого потенциала личности ученика оказывает эффективное влияние на качество технологического образования.
Каждая из названных закономерностей или их совокупность имеют границы применимости, определяемые экспериментально в конкретных средовых условиях технологического образования.
Похожие статьи:
Диагностика в работе классного руководителя с семьёй
Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно. Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсе ...
Приемы формирования читательских умений у младших школьников
Формирующий эксперимент проводился с экспериментальной группой учащихся 3-го класса в количестве 10 человек с низким уровнем воссоздания в воображении картин жизни, созданных писателем, понимания авторской позиции, усвоения идеи произведения. Формироваться умения будут, через следующие приемы и мет ...
Анализ и коррекция причин эмоционально личностной дезадаптации школьника
Как это хорошо известно из детской психологии, любое нормальное развитие ребенка не обходится без определенных кризисов (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др.). В период кризисов ребенок переживает состояние повышенного психического напряжения, так как новая социальная ситуация развития предъявляет н ...