Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 2

Базируясь на понимании конкретно-исторической обусловленности и социальноэкономической детерминированности развития личности, выявляем первую закономерность: развитие творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании взаимосвязано с развитием общества, с развитием научно-технического прогресса и технологий.

Самореализация, “осуществление” человека как личности заключается в развертывании оптимального процесса воспроизводства способностей человеческого рода, развития этих способностей при потребности постоянно выходить за существующие пределы, разрывая возможности воспроизводства, достигая наиболее полного воплощения в индивидуальной форме своей родовой социальной сущности общественного существа. Растущий человек становится личностью в той мере, в какой у него формируются социальные качества, определяющие его как общественное существо, члена конкретного общества, сознательного, общественно-ответственного субъекта.

Процесс развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании есть, с одной стороны, направление социализации личности, с другой направление ее индивидуализации.

В процессе социализации именно среда, в которой находится растущий человек, служит основным источником его развития, выполняя роль своеобразного пускового механизма, усиливающего или тормозящего внутренние процессы. Это тем более значимо, так как то, что должно получиться в результате, уже дано в среде с самого начала в этом состоит “величайшая особенность” детского развития (Л.С. Выготский).

В нашем исследовании создаваемая творческая среда в технологическом образовании является развивающей творческий потенциал учащегося. Особое значение здесь отводится взаимодействию учителя и учащихся. Мир человеческих отношений раскрывается перед ребенком с реальной позиции, которая “обусловлена объективным местом, занимаемым им в этих отношениях” (А.Н. Леонтьев).

Основой и сутью процесса становления личности является “развитие деятельности, которая служит постоянным субстратом развития личности, обеспечивая ей выход за пределы своих возможностей. Совместная целесообразная предметная деятельность людей представляет исходную, “порождающую” (Д.И. Фельдштейн) основу развития личности. “Потребность и способность к созданию вещей, предметов органически сочетаются при этом в личности с потребностью и способностью к творению форм своего общения, к развитию всех человеческих сил как таковых”.

Развитие творческого потенциала личности учащегося связано с развитием его творческих и социальных качеств и имеет две стороны: объективную и субъективную. Так, в условиях научно-технического прогресса, когда требуются радикальные изменения в сфере труда, развитие творческости личности становится объективной необходимостью. Поэтому в контексте современной социально-экономической ситуации в российском обществе важно установить закономерности развития творческого потенциала личности, обеспечивающие усвоение растущими людьми социальных норм и ценностей, присвоение общественного опыта, формирование социально ответственной позиции и дающие импульсы к творческому самосовершенствованию.

Опираясь на концепцию социализациииндивидуализации (Д.И. Фельдштейн), мы выявили, что общая закономерность развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании может быть сформулирована следующим образом: организация творческой деятельности учащегося в процессе технологического образования в условиях специально созданной творческой среды позитивно влияет на развитие его творческого потенциала как ресурса социализации и индивидуализации личности.

Поиск такого построения системы технологического образования, которая обусловливает целенаправленное развитие творческого потенциала учащегося, взаимосвязан с формированием у него мотива творческой деятельности. Это требует изучения многоплановой деятельности учащегося в технологическом образовании, выделения видов творческой деятельности, ее структуры, специфики потребностей, мотивов, этапов развития.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...

Особенности развития творческих способностей младших школьников в изостудии
Особенностью процесса формирования творческих способностей в системе дополнительного образования детей является то, что занятия предоставляются детям в их свободное время и развертывается на фоне свободного выбора, добровольного участия, избирательности учащимися своего образовательного пути, режим ...

Функциональная организация мозга леворуких детей
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зер ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru