Сотрудничество классного руководителя и семьи на любом этапе начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Это и понятно.
Классный руководитель получает класс, с которым он должен работать на протяжении нескольких лет. Он ещё совсем не знает ни детей, ни их родителей, поэтому должен собрать как можно больше информации о семьях своих воспитанников, ближе познакомиться с самими воспитанниками, понять уклад жизни семьи, её традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Всё это необходимо для того, чтобы правильно, с максимальной эффективностью спланировать воспитательную работу в классе.
Для изучения семей классный руководитель может использовать различные методики психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседу, тестирование, анкетирование, деловые игры, тренинги, материалы детского творчества, интерактивные игры,- которые позволят построить нужную модель взаимодействия с родителями, корректировать поведение ребёнка, влиять на его взаимоотношения с родителями.
Для начала классный руководитель заводит карточки для индивидуальной работы с каждой семьёй. Они могут выглядеть по-разному. Вот образец одной из форм возможного создания карточки:
Ф.И.О. учащегося _
Ф.И.О. родителей _
Тип семьи (полная, неполная, "материнская", маргинальная, многодетная)
Возраст родителей: отца, матери
Образование и социальное положение родителей: отца _, матери _
Уклад семейной жизни (благоприятный, противоречивый, неблагоприятный)
Уровень психолого-педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий): отца , матери _
Характеристика отношений между членами семьи (организационное, эмоциональное, волевое, конвенциальное, коммуникативное, интеллектуальное единство):
Ценностные ориентации семьи _
Увлечение родителей
Конкретная помощь родителей школе _
Индивидуальные особенности ребёнка _
Уровень воспитанности
Успеваемость _
Недостатки в семейном воспитании, замеченные классным руководителем
Особенности семьи, которые необходимо учесть при воспитании ребёнка
Является ли данная семья проблемной _
Педагогические задачи, вытекающие из характеристики социальной ситуации развития семьи
Индивидуальная социально-педагогическая работа с семьёй с учётом регионального компонента .
А правильно заполнить данную карточку помогут разнообразные методики психолого-педагогического исследования.
Уже на первой встрече с родителями можно использовать следующую диагностику:
Какого мнения вы о школе и педагогическом коллективе, в котором будет учиться ваш ребёнок?
Каким вы видите классного руководителя своего ребёнка?
Каким вы представляете себе класс, в котором учиться вашему ребёнку?
Какие традиции и обычаи, по вашему мнению, должны развиваться в детском коллективе?
Чем вы могли бы помочь классному руководителю в создании детского коллектива?
Какие проблемы воспитания вызывают у вас серьёзную тревогу и опасения?
Для изучения отношения родителей к собственному ребёнку, к перспективам его обучения и воспитания можно предложить родителям ответить на следующие вопросы:
С каким чувством переступает порог школы ваш сын или дочь?
Как чувствует себя ваш ребёнок в ученическом коллективе?
Знаете ли вы друзей и приятелей своего ребёнка в коллективе? Назовите их.
Как складываются отношения с учителями-предметниками у вашего ребёнка?
Создаёт ли школа, по-вашему мнению, условия для самореализации в учебной деятельности вашего ребёнка?
Какую помощь необходимо оказать вашему ребёнку для повышения результативности его учебной деятельности?
С целью изучения качеств характера учащихся, взаимоотношений в семьях ребят можно предложить родителям заполнить следующую анкету:
Какие положительные качества характера своего ребёнка вы можете назвать?
Какие отрицательные качества характера вашего ребёнка мешают ему комфортно чувствовать себя в коллективе?
Как ведёт себя ваш ребёнок дома?
Делится ли ваш ребёнок с вами впечатлениями о событиях школьной жизни, жизни класса?
Приглашает ли вас на классные мероприятия, хочет ли видеть вас в школе?
Как вы думаете, каким будет будущее вашего ребёнка?
Работа классного руководителя с родителями предполагает взаимодействие как с матерями, так и с отцами учащихся. Вот им то, отцам, и можно предложить следующий тест, который покажет им, насколько полно они выполняют свою отцовскую роль:
Хороший ли ты отец?
Предлагаемый тест содержит 26 вопросов, обращённых к отцам (эти же вопросы могут задать себе и матери). Классный руководитель зачитывает вопросы, а в заключение объявляет результаты (сумму очков и соответствующую этому характеристику). Отцы сами делают выводы, каковы они, надо ли что-то менять в своём отношении к ребёнку или всё в полном порядке.
Похожие статьи:
Запись чисел в десятичной системе счисления
Десятичной записью натурального числа x называется его представление в виде: , где коэффициенты an, an-1, …, a1, a0 принимают значения 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 и Запишем числа 4836, 2250, 10344 в десятичной системе счисления: , , Чтобы показать, что число записано в системе счисления, отличной ...
Психолого-педагогические особенности старшего подросткового возраста
Старший подростковый возраст исследуется и характеризуется в специальной литературе, во-первых, как граница детства, во-вторых, как граница взросления с радикальными переменами социальных ролей. Период старшего подросткового возраста можно определить как период взросления. Как отмечает М. Кле, разв ...
Леворукий ребенок в классе
Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Еще совсем недавно такие попытки изменения природы под общепринятый стандарт были едва ли не повсеместной практикой. Сейчас отношение к природному выбору изменилось, но тем ...