Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 1

Новым компонентом отечественного профессионального и общего образования в России, как в большинстве стран мира, является технологическое образование, которому предшествовало трудовое обучение, трудовое воспитание.

Содержательная и процессуальная стороны технологического образования в значительной мере совпадают с реализацией технологической подготовки, суть которой развитие творческого потенциала личности школьников, готовящихся к практической деятельности на основе формирования в их сознании целостной технологической картины мира.

Технологическое образование определяется как фактор и средство социализации, как процесс и результат активного (деятельного) усвоения учащимся общей технологической культуры, общих способов технологического преобразования действительности.

Исходным пунктом личностно-ориентированного подхода к технологическому образованию являются представления о творческом потенциале личности как о цели и факторе образования, при этом именно личность выступает в качестве источника самой культуры и общественного развития (М.Н. Берулава).

Творческий потенциал личности является системообразующим качеством человека как субъекта творческой деятельности и может рассматриваться в качестве базовой категории гуманистической парадигмы современной педагогики в личностно-ориентированном подходе к технологическому образованию.

Одной из сложнейших методологических проблем современной педагогики является выявление и формулировка основных законов и закономерностей педагогической деятельности. Данная проблема в разных аспектах в последние годы исследовалась и обсуждалась в работах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, В.И. Загвязинского, И.Я. Лернера, В.В. Краевского, П.И. Пидкасистого, И.П. Подласого, А.В. Хуторского.

В этом контексте интерес представляет позиция В.Е. Кемерова, считающего что “в XX веке, в постиндустриальную эпоху, стало формироваться представаление об общественных законах как о законахтенденциях, как линиях социальной эволюции, выражающих эффект сочетания различных человеческих деятельностей, условий их реализации .”.

В педагогике важно и необходимо, с одной стороны, не столько противопоставлять, сколько подчеркивать общность категорий “закон” и “закономерность”. С другой стороны, следует иметь в виду, что закон и закономерность отражают педагогическое явление на разных уровнях обобщения (закон на максимально конкретном, а закономерность на более абстрактном уровне) и часто вскрывают лишь общуютенденцию функционирования и саморазвития педагогической системы.

Данные позиции позволяют учитывать специфику закономерностей развития творческого потенциала личности учащихся в технологическом образовании как в педагогическом процессе, обусловленную статистическим и динамическим характером данных закономерностей.

Разработка концепции развития творческого потенциала личности учащегося в технологическом образовании предполагала определение базовых закономерностей и принципов исследуемого процесса.

В процессе формулировки педагогической закономерности необходимо вскрыть существенные, объективные, устойчивые, повторяющиеся взаимосвязи между компонентами педагогической системы; установить педагогические условия, при которых эти взаимосвязи проявляются, и границы распространения закона; выразить, сформулировать педагогический закон через взаимоотношение педагогических категорий в словесной или аналитической форме .

Категория “развитие творческого потенциала учащегося в технологическом образовании” рассматривается в исследовании, с одной стороны, как системообразующий процесс и цель технологического образования, с другой как личностный результат.

Развитие представляет собой не простой, всеобщий и вечный рост, увеличение, а качественное преобразование, отличающееся рядом определенных закономерностей. Процесс развития носит поступательный характер (пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне); характеризуется необратимостью (не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития); представляет собой единство борющихся противоположностей, являющихся его внутренней движущей силой (именно разрешение внутренних противоречий и приводит через скачок к новому этапу развития, при “взаимозависимости и неразрывной связи всех сторон развивающегося явления”.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Цели и задачи планирования занятий по рисованию в младшей группе
Цели и задачи в рисовании карандашом: · Обучение умению правильно держать карандаш; ориентироваться на листе бумаги, рисовать прямые линии, кружочки и т.д. · Развитие мелкой моторики. · Ознакомление с окружающим миром. · Развитие речи. · Формировать интерес к рисованию. Материалы: Цветные карандаши ...

Методы и формы экологического образования
Б.Т. Лихачев методы и формы экологического образования и воспитания условно разделяет на несколько групп. Это: школьные и внешкольные методы формирования сознания и развития мышления, научение умениям и навыкам практически направленной деятельности, развитие нравственно-правовой ответственности, эс ...

Место пунктуации в школьном курсе русского языка
Пунктуация, являясь средством членения предложения и текста на смысловые отрезки, тесно связана с синтаксисом, так как вычлененные части оформляются синтаксически. Каждая пунктуационная норма, отраженная в формулировке правила, содержит в себе качество одного из условий выбора знака препинания указ ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru