Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Педагогика и воспитание » Проблема поиска закономерностей развития творческого потенциала в личностно-ориентированном технологическом образовании

Страница 3

Соответственно творческая деятельность, обеспечивающая развитие творческого потенциала личности, включает следующие компоненты: мотивацию, цели, условия осуществления.

Активная позиция педагога в технологическом образовании заключается в формировании мотивов творческой деятельности, их целенаправленной перестройке.

Развитие творческого потенциала личности в технологическом образовании предполагает организацию процессов формирования технологической компетентности, творческой активности и поддержки личностного и профессионального самоопределения учащихся как определяющих направлений технологического образования.

В качестве взаимосвязанных сфер деятельности учащегося в технологическом образовании выступают предметная (практическая и познавательная) деятельность и социальная деятельность, направленная на развитие взаимоотношений с людьми, обществом.

В деятельности по усвоению норм человеческих взаимоотношений ребенок пытается включиться и на определенном уровне включается в систему этих отношений, что обеспечивает преимущественно формирование его социальной активности.

Психологическое обоснование активности личности дает С.Л. Рубинштейн, определяя личность как форму “диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек” [7, с. 241].

Л.И. Божович указывала, что потребность непосредственно побуждает индивида к активности, направленной на ее удовлетворение, именно потребность внутренний стимул поведения и деятельности человека. Особенно интересно для нас в ее подходе вопрос о путях развития потребностей через изменение положения ребенка в жизни, в системе ее взаимоотношений с окружающими.

“Источник активности находится в самом человеке, напрямую связан с интересом (интерес как отправной момент для формирования педагогики активности), но ядро содержания понятия “активности” еще должно быть конкретизировано на материале различных педагогических практик”, считает П.Г. Щедровицкий .

В педагогической литературе понятие “активность” имеет два основных значения: это состояние, связанное с выполнением какого-либо акта общения или деятельности, и свойство личности, формирование которого входит в цели воспитания.Несмотря на многообразие аспектов активности, все исследователи сходятся во мнении, что высшим показателем активности личности, под которой понимают способность действовать сознательно, не только приспосабливаясь к окружающей среде, но и целенаправленно изменяя ее, является творческая активность.

При рассмотрении такого специфического вида деятельности, каким является творчество, специалисты обращаются к понятию “творческая активность”. Этим качеством, как правило, наделяется субъект, занимающийся творческой деятельностью.

В определении творческой активности исследователи (А.М. Матюшкин, П.И. Пидкасистый, Я.А. Пономарев и другие) подчеркивают ее направленность на преобразование действительности. Как нам представляется, если исходить из такого определения активности, то можно сделать вывод о том, что творческая активность есть динамическое условие становления, реализации и видоизменения творческой деятельности. Это говорит о том, что в технологическом образовании необходимо создать спектр возможностей для реализации творческой активности учащихся.

К одной из важнейших закономерностей развития творческого потенциала личности учащегося относится влияние на данный процесс расширения сфер творческой деятельности, совокупности различных ее видов, в которые включен ребенок в технологическом образовании.

Нами выделены этапы развития творческой активности в зависимости от возрастных особенностей детей, их можно представить в виде вектора развития: любознательность, познавательная активность (младший школьный возраст) стремление к творчеству, поисковый уровень (младший подростковый возраст) индивидуальное совершенствование (старший подростковый возраст).

Вопрос организации эффективного технологического образования, которое было бы направлено на развитие творческого потенциала, связан со стимулированием творческой активности и созданием творческой среды. В данной среде обучение и воспитание неразрывны, в ней есть возможности совместно с педагогами и самостоятельно формировать технологическую компетентность, личностный опыт не только в учебной, но и в других видах деятельности. Актуализируя имеющуюся компетентность, учащийся становится и субъектом обучения, и субъектом творческой деятельности, при этом система взаимоотношений ученик учитель должна быть диалоговой, сотруднической.

Страницы: 1 2 3 4 5

Похожие статьи:

Морфофункциональные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст считают наиболее благоприятным, он выделяется среди других возрастов наименьшей заболеваемостью. В это время происходит накопление сил для последующих этапов жизни. Рост физических сил происходит одновременно с умственным развитием. Нервная система. Границы младшего школьно ...

Требования к заданиям конкурса профессионального мастерства
Конкурсные задания состоят из теоретической и практической части формулировки заданий должны быть четкими и точными; Теоретические вопросы определяются содержанием специальных предметов, знание которых соответствует сознательному, прочному и гибкому владению технологического процесса по конкретной ...

Индивидуализация и дифференциация образования
Проблема, индивидуализации и дифференциации образования, заключается в обозначении главного условия, при наличии которого возникает и может проявиться интерес студента к учебе, а следовательно, и эффективность учебного процесса. Выражаясь конкретнее, речь идет о формировании интереса студента к уче ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru