Сущность понятия «методическое мастерство»

Страница 1

«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела».

Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Основная цель обучения и воспитания является передача молодому поколению накопленной человечеством культуры” опираясь на эту мысль, необходимо признать, что содержанием образования может быть именно культура. Если это так, то содержанием методического образования может стать только методическая культура, то есть та часть общей социальной культуры, которая накоплена в специфической сфере человеческой деятельности (т.е. в обучении иностранным языкам).

Таким образом, цель обучения должна быть как категория содержания образования. Поскольку целью нашего изучения является методическое мастерство, его следует выразить в категориях методической культуры.

Одним из элементов методической культуры являются знания о всех структурных компонентах процесса обучения: целях, средствах, объекте, результатах, приемах, включая знания о себе самом как учителе.

Но знать мало, нужно еще овладеть приемами своей профессиональной деятельности, основанными на навыках, составляющих опыт работы (второй элемент методической культуры). Так как здесь имеются ввиду уже освоенные ранее приемы, то можно принять во внимание, что на этой основе реализуется репродукция методической культуры (воспроизведение уже достигнутого).

Развитие любой культуры (методической в том числе) не возможно лишь на основе репродукции освоенного, таким образом, выделяется третий элемент методической культуры — творчество, основанное на преобразовании и переносе приемов обучения в разные обстоятельства.

Так, часто встречаются случаи, порой специалист знает, умеет, способен создавать, но не хочет. Это значит, что у него не сформирован, не воспитан опыт эмоционального отношения (конечно, положительного) к своей профессиональной деятельности. Это четвертый компонент методической культуры. Подобный опыт появляется только в то время, если и получение знаний, и постижение приемами, и их творческое применение осуществляется в профессиональной деятельности, связаны с ней и обращены на систему ценностей данного человека.

Осваивая простейшие положения методической культуры, будущий учитель поднимается на соответствующие уровни своего профессионализма.

Овладение методическими знаниями обеспечивает степень грамотности. (Надлежит обозначить, что имеется в виду собственно концепция знаний, притом знаний научных, а не эмпирических). Лишь в этом случае компетентность может служить потенциальной основой мастерства.

Овладев опытом осуществления приемов профессиональной деятельности, личность поднимается до уровня ремесла, который представляет собой систему методических навыков. Необходимо обозначить, что ремесло допускается приобрести, не овладев определенным уровнем грамотности, т.е. значит эмпирическим путем, но в этом случае оно переходит в ремесленничество и никогда в мастерство.

Переход на уровень мастерства возможен только впоследствии освоения такого элемента МК, как творчество. Концепция методических умений (мастерство) возникает лишь на основе овладении способностью изменять освоенные приемы (опыт) и переносить их в новые обстоятельства.

Процедура становления уровня мастерства зависит еще от двух факторов:

- уровня грамотности. В этой связи можно выразить следующую закономерность: чем выше компетентность, тем скорее ремесло переходит в мастерство;

- определенных качеств учителя как индивидуальности. Не вызывает сомнений тот эпизод, что существуют личные свойства, талант или черты характера, которые особо благоприятны для освоения элементов методической культуры и, в конечном счете, для формирования и развития определенных методических умений; имеются в свою очередь личностные свойства или черты характера, абсолютно противопоказанные учителю или тормозящие развитие методического мастерства, как вспыльчивость, злопамятство, неспокойность, обреченность и др.

Взаимозависимость ”индивидуальности учителя” и “методической культуры” выявляет принципиальную подчиненность всех компонентов методической культуры от всех компонентов индивидуальности учителя.

Таким образом, методическое мастерство не является суммой всех элементов методической культуры и качеств индивидуальности: все, что входит в методическое мастерство, из чего оно складывается, интегрируется в нем и преобразуется в некую обобщенную умение реализовывать свою профессиональную деятельность.

Таким образом, методическое мастерство — это психологическое новообразование, которое появляется в результате интеграции элементов усвоенной методической культуры и свойств индивидуальности и функционирует как обобщенная способность (комплексное умение) оптимально реализовывать мотивированную обучающую деятельность при данной цели и данных условиях.

Страницы: 1 2 3 4

Похожие статьи:

Математическая карта темы «Подобные треугольники»
Анализ понятийного аппарата темы «Подобные треугольники» Формулировка определяемого понятия Логический анализ структуры определения Подведение под понятие Следствия из определения Возможные ошибки учащихся Термин Род Видовые отличия Логические связи Вид определения Опорные знания 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ...

Обучение рисованию детей младшего дошкольного возраста
Главным принципом обучения детей рисованию является наглядность: ребенок должен знать, видеть чувствовать тот предмет, явление которые он собирается изобразить. Дети должны иметь ясные четкие представления о предметах и явлениях. Средств наглядности, используемых на занятиях рисованием, много. Все ...

Методы стимулирования
Между различными методами существует органическая взаимосвязь и взаимопроникновение. Руководствуясь принципом оптимальности при выборе методов, необходимо исходить из того, что каждый метод ориентирован на решение определенного круга педагогических задач, но при этом косвенно способствует решению и ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru