Планирование и организация эксперимента
Место проведения исследования: МОУ "Никольская начальная школа №1" г. Никольска.
Задачи практической части исследования.
1. Подобрать интеллектуальные игры, направленные на развитие познавательных способностей младших школьников.
2. Провести их со школьниками.
3. Оценить результаты проделанной работы.
Гипотеза: интеллектуальные игры способствуют развитию у младших школьников познавательных способностей (мышления, внимания).
Методы исследования:
1. тестирование (тест "Что лишнее?"), тестирование по методике Мюнстенберга;
2. игротерапия;
3. методы математической обработки полученных данных.
Характеристика класса.
В нашем исследовании принимали участие учащиеся 2 "В" класса, в возрасте от 8 до 9 лет. Уровень развития познавательных способностей и общеучебных умений учащихся не высок, в связи с тем, что с детьми не проводились психологические занятия по развитию познавательной сферы из-за отсутствия в школе педагога - психолога. Поэтому при участии в интеллектуальных играх у учащихся возникли затруднения.
Планирование практической работы:
На подготовительном этапе:
определить уровень развития мышления и внимания у учащихся 2 "В" класса, в соответствии с этим подобрать ряд интеллектуальных игр.
Основной этап:
проведение интеллектуальных игр с детьми.
Заключительный этап:
проведение повторной диагностики, направленной на оценку уровня развития познавательных способностей младших школьников;
оценить результаты проделанной работы и сделать соответствующие выводы.
Для развития познавательных способностей второклассников мы использовали следующие игры:
игры на комбинирование - танграм, игры со спичками, логические задачи, шашки, шахматы, головоломки и другие - предусматривают умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов;
игры на планирование - лабиринты, магические квадраты, головоломки - направлены на формирование умения планировать последовательность действий для достижения какой - либо цели. Способность планирования проявляется в том, что ученики могут определить, какие действия выполняются раньше, а какие позже;
игры на формирование умения анализировать - найди пару, найди лишнее, загадки, продолжи ряд, занимательные таблицы - предусматривают умение объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов, умение описывать предмет по принципу "из чего состоит, что делает".
На наш взгляд, материал поисково-творческих задач не учебного содержания создает благоприятные условия для воспитания у младших школьников культуры мышления, которая характеризуется возможностью самостоятельно управлять мыслительной деятельностью, проявить инициативу, ставить цели и находить способы их достижения.
Анализ результатов экспериментальной работы
На первом этапе исследования мы провели диагностические процедуры, используя для оценки уровня развития внимания у второклассников методику Мюнстенберга, а для оценки уровня развития мышления - тест "Что лишнее?".
Методика Мюнстенберга направлена на определение избирательности внимания, а также для диагностики концентрации внимания и помехоустойчивости. Учащимся предлагался бланк с буквенным текстом, где имелись слова, задача испытуемых заключалась в том, чтобы, как можно быстрее просматривая текст найти и подчеркнуть эти слова, пример:
РЮКЛБЮСРАДОСТЬЫАПОРДЛЛД.
Таблица 1. Данные первоначальной диагностики (методика Мюнстенберга).
Ф.И. учеников |
Выделенные слова |
Ошибки |
Пропущенные слова | |
1. Толя С. |
7 |
1 |
9 | |
2. Лиза К. |
3 |
14 | ||
3. Сережа С. |
6 |
1 |
10 | |
4. Вика К. |
6 |
1 |
10 | |
5. Никита В. |
4 |
13 | ||
6. Таня С. |
5 |
1 |
11 | |
7. Ваня К. |
2 |
1 |
14 | |
8. Женя П. |
8 |
1 |
8 | |
9. Лена Ц. |
8 |
9 | ||
10. Леша Ч. |
2 |
1 |
14 | |
11. Оля Ч. |
6 |
1 |
10 | |
12. Лена П. |
6 |
11 | ||
13. Саша К. |
3 |
14 | ||
14. Андрей И. |
2 |
15 | ||
15. Наташа П. |
7 |
10 | ||
16. Коля К. |
3 |
1 |
13 | |
17. Дима К. |
7 |
10 | ||
18. Матвей Л. |
7 |
10 |
Похожие статьи:
Коммуникативный аспект изучения предложения
Наиболее существенным свойством предложения для представителей коммуникативного синтаксиса является способность предложения выступать в качестве средства общения (коммуникации). Коммуникативный аспект предложения проявляется в так называемом актуальном членении, при наличии которого в предложении в ...
Анализ и оценка деятельности старших дошкольников на занятиях лепки
Опытно-экспериментальная работа проходила в сентябре 2009 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальная и контрольная (по 10 дошкольников). Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты: – Определение умения ставить цел ...
Конспекты сюжетно-ролевых игр
1. Конспект сюжетно-ролевой игры по правилам безопасности движения: «Мы едем, едем, едем». Цель: закрепите правила дорожного движения для пешеходов и научить детей практически их выполнять. Материал к игре: пешеходные дорожки, светофор, сигнальные круги, машина автобус, стулья, музыкальное сопровож ...