Опытно-экспериментальная работа проходила в сентябре 2009 года, в эксперименте участвовали дошкольники старшей возрастной группы: экспериментальная и контрольная (по 10 дошкольников).
Для анализа и оценки деятельности на занятиях лепки мы взяли следующие компоненты:
– Определение умения ставить цель;
– Умения планировать работу.
Данный экспресс-анализ предложен О.А. Сафоновой.
1.
Определение умения ставить цель;
Многократные наблюдения педагога за детьми позволят сделать самоанализ этого показателя и дать ему балловую оценку.
4 балла.
Ребенок чаще ставит цель сам, чем принимает от взрослого, обнаруживая необходимость работы и осознавая ее значимость для себя и других.
3 балла.
Ребенок чаще принимает цель от взрослого, чем ставит сам. Значимость и необходимость работы ребенком осознаются.
2 балла.
Ребенок никогда не ставит цели сам, но принимает цель, поставленную взрослым, требуются усилия педагога, чтобы он осознал значимость и необходимость работы.
1 балл.
Ребенок принимает цель, поставленную взрослым с большим трудом при условии совместного с ним действия. Он не рассуждает по поводу необходимости и значимости работы, лишь соглашается с вашими доводами.
2. Умения планировать работу;
Отметим, что для полной оценки этого умения необходимо определить уровень и практического и словесного планирования. Для экспресс-анализа мы берем только практическое планирование. Ответ на этот вопрос даст наблюдение за ребенком в процессе работы. Наблюдая, отметим:
а) Организует ли ребенок рабочее место;
б) Последовательно ли выполняет все этапы работы;
в) Рациональные ли способы действия использует;
г) Применяет ли контрольные действия по ходу работы и по окончанию ее;
Если ребенок, затрудняется в каком-либо из этих моментов планирования, сначала окажите ему косвенную помощь. Если при ваших косвенных подсказках ребенок не корректирует своего поведения, примените прямые указания. Если и прямые указания не перестраивают поведения ребенка, отнесем его к самому низкому уровню по умению планировать.
4 балла.
Самостоятельно без вмешательства взрослого организует рабочее место, действует в правильной последовательности и рациональными способами, проверяет работу по ходу и окончанию ее.
3 балла.
Все выше названное делает с косвенной помощью взрослого.
2 балла.
Все выше сказанное делает с помощью прямых указаний взрослого.
1 балл.
Действует хаотично, нерационально, даже прямые указания взрослого мало перестраивают действия ребенка или даже не принимаются.
Количество баллов за целостный процесс у каждого ребенка исчисляется следующим образом: складываются баллы, полученные за каждый компонент, их сумма делится на количество компонентов.
Если суммарный балл, набранный, дошкольником за весь процесс составляет от 3, 5 до 4 – деятельность оптимальная;
От 2,4 до 3,4 – деятельность на высоком уровне;
1,3 – 2,3 – деятельность на среднем уровне;
Ниже 1,2 баллов – деятельность на низком уровне.
Проанализировав компоненты деятельности старших дошкольников экспериментальной и контрольной групп, занесем результаты в таблицы 1 и 2.
Похожие статьи:
Формирующий и контрольный этапы эксперимента
Задачи формирующего этапа эксперимента: 1.Сформировать основные направления коррекционно-развивающей работы и разработать методы коррекционного воздействия для преодоления выявленных специфических ошибок. 2.Провести экспериментальное обучение и оценить его эффективность. Нами предложен комплекс упр ...
Практическое использование организационно – педагогических условий колледжа
при формировании эмпатии у студентов
В связи с тем, что в структуре педагогической эмпатии исследователи выделяют три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, - нами было решено выявить уровень развития эмпатии студентов с опорой на предложенную исследователями структуру. Для выявления когнитивного компонента нами была ...
Основные положения теории гуманитаризации
Название технологии: технология гуманитаризации школьного математического образования. Данное название отражает характер основных направлений модернизации системы обучения. Идентификация: по уровню применения данная технология обучения является частно-предметной, так как раскрывает особенности обуч ...