В психолого-педагогической литературе выделяют следующие условия методической работы:
повышение качества и уровня образовательных услуг;
повышение уровня конкурентоспособности педагогов на рынке образовательных услуг;
методическое и научно – методическое обеспечение образовательного процесса;
дидактическое обеспечение образовательного процесса.
На практике часто можно столкнутся с формальным отношением педагога и администрации школы к реализации инновационных проектов. Так возникает множество противоречий:
между запросом общества связанного с инновациями в области образования и отсутствием личного интереса учителей к освоению данного процесса, который определяет характер профессиональной деятельности;
между острой необходимостью инновационных процессов и методической неготовности педагогов и администрации школ к реализации данных проектов;
между потребностью вовлечь педагогический коллектив как его личностно вовлеченных субъектов и сохраняющейся в образовательном учреждении ориентацией управления на исполнительскую активность учителей;
между возрастающей ролью использования группового потенциала для качественного совершенствования работы педагогического коллектива и недостаточной ориентацией управленческой деятельности в образовательном учреждении на коллективного субъекта педагогической (и, в частности, инновационной) деятельности.
Решение данных противоречий мы видим при помощи формирования интереса педагогов и администрации школы в целом к освоению и реализации инновационных проектов. В практической деятельности это может реализовываться по средствам следующих условий :
1) организационно-системное обеспечение инновационного процесса;
2) психологическое обеспечение инновационного процесса;
3) личностно значимую направленность инновационной деятельности педагогического коллектива;
4) научно организованную администрации школы по развитию интереса педагогического коллектива к инновациям.
В психолого-педагогической науки не определена сущность понятия «интерес к инновациям», «интерес педагогического коллектива к инновационным проектам». Анализ научных раскрывающих данную проблему позволили сформулировать понятия самостоятельно. Таким образом, интерес к инновации – мотивированная устойчивая избирательная направленность личности учителя на ценностное принятие инновационных процессов как личностно и социально значимых, активизирующая его участие в инновационной деятельности как субъекта инноваций и субъекта самореализации. Интерес педагогического коллектива к инновационным проектам – свойство коллективного субъекта педагогической деятельности, отражающее переход объективных социальных потребностей в совершенствовании системы образования в ценностно-смысловую личностную сферу членов коллектива и проявляющееся в устойчивой направленности коллективной деятельности на освоение, использование и распространение новшеств, сопровождаемое устойчивым положительным эмоционально-ценностнымым отношением к процессу и результатам инноваций и высокой оценкой их социальной и личностной значимости. Рассматриваемый интерес проявляется в форме эмоционально-оценочного отношения, как личности, так и коллектива в целом, причиной этого выбора может служить творческое преобразование профессиональной деятельности и определяет ее эффективность.
Методисты отмечают, что интерес педагогического коллектив – это сумма интересов отдельных личностей. Индивидуальный и коллективный интерес взаимообусловлены не только как часть и целое, социальное и индивидуальное, объективное и субъективное. У интереса к инновации на личностно-индивидном и коллективном уровнях проявления разные критериальные основания. Интерес к инновационной деятельности, принимаемой учителем как ценность и смысл совершенствования образовательного процесса, проявляется как его готовность (мотивационная, информационная, деятельностная и рефлексивная) на основе рефлексии к отказу от известных способов осуществления педагогической деятельности и ценностному принятию сознательно избираемых и положительно оцениваемых более совершенных способов. Интерес же коллектива определяется иными критериями: общностью социальных и индивидуальных интересов и ценностно-смысловым единством педагогического коллектива по отношению к инновации; восприятием индивидуальным, групповым и коллективным субъектами друг друга как необходимых условий для реализации личностных и профессиональных интересов и для повышения собственной эффективности; групповой дифференциацией и интеграцией в коллективе для решения задач инновационного процесса.
Похожие статьи:
Будущее высшего образования в Америке
Могут ли американские колледжи и университеты остановиться на достигнутом? Ежегодно в высших учебных заведениях Америки обучается около 12 миллионов человек. Эти студенты принадлежат к обществу, которое верит в тесную связь между образованием и демократией. В их распоряжении громадные библиотеки (т ...
Сочетание традиционной
репродуктивной методики проведения практикума с новыми подходами
По своему назначению лабораторные занятия можно классифицировать так: Вводные или измерительные лабораторные занятия, которые проводятся в ряде ВУЗов по общенаучным и общетехническим дисциплинам. Их цель – проиллюстрировать основные закономерности изучаемой науки, ознакомить студентов с техникой эк ...
Место курса в системе дополнительного образования
Развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания является одной из социально значимых задач современного российского общества. В качестве высшей цели образования определено становление саморазвивающейся и самоопределяющейся личности, способной к открытому творческому взаимодействию с о ...