Принцип дополнения. Методическая работа инновационной школы не может отказаться и от традиционных ее областей, связанных с анализом и устранением причин педагогических затруднений учителя и допускаемых им ошибок. Три основные группы ошибок:
осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может ликвидировать;
не осознаваемые учителем, которые он сумеет приметить и устранить при получении соответствующей помощи;
ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, модифицировать которые он считает нецелесообразным.
Эти ошибки удалять гораздо сложнее. Обучению учителя должна предшествовать трудоемкая деликатная работа по переубеждению, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить. Эта работа по сложности и опасности возникновения конфликтов идентична деятельности по перевоспитанию трудного ученика. Особенно трудной бывает эта работа, если учитель, допускающий методическую ошибку, в целом работает плодотворно и добивается неплохих успехов в организации усвоения знаний школьников.
Отличаясь по содержанию и направленности, инновационная методическая работа образовательных учреждений должна подчиняться модернизированной системе принципов ее организации и проводиться в формах, отвечающих требованиям разнообразия, целевой направленности, адекватности тем целям и задачам, для решения которых они выбираются.
В психолого-педагогической литературе выделяют следующие принципы методической системы: целенаправленность на эффективный и продуктивный результат, выбор тематики с точки зрения системности и целостности, единство форм, методов и содержания всей методической работы, содержание и методика организации методической работы обусловлены целями, задачами, профилем, корректирующей и развивающей направленностью, всестороннее изучение деятельности педагогического коллектива и учащихся, как основа методической работы, реализация всего многообразия форм и методов работы, приоритет исследовательского направления, как движущей силы инновационных процессов, связь с научными и образовательными учреждениями; системность и контроль над методической работы; гибкость и оперативность в координации ее направлений; связь с актуальными проблемами общества; оперативное реагирование на поступающие запросы; творческий, активный склад; продуктивное сочетание личного и группового подходов; гибкость и оперативность управления обучением и формирование педагогических способностей учителей предметников; направленность на объединение педагогического коллектива вокруг особо актуальных проблем педагогической науки и практики; последовательность методической работы; взаимозависимость ее субъектов; связанность и логичность в осуществлении инновационных преобразований; осмысленность распределения времени на учебно-воспитательную и методическую работу и т.д. Осуществление этих принципов требует пересмотра форм методической работы образовательных учреждений.
Таким образом, особо распространенные формы инновационной работы: специализация и обучающий изучение урока; формирование методических паспортов учителя и образовательного учреждения, отражающих недостатки учителя; работа коррекционных и инициативных творческих групп, методических объединений, советов и кафедр; теоретические семинары, практикумы, деловые игры; работа школы молодого учителя и педагогического опыта; произведение тематических альбомов, аккумуляция базовой информации и разработок по теме школы; педагогические советы и производственные совещания; доклады и сообщения; дискуссии, дебаты, полемики по актуальным для образовательного учреждения вопросам; консультации с научными руководителями и привлеченными специалистами; изучение с опытом других образовательных учреждений, внедрение передового педагогического опыта; осуществление педагогических консилиумов; опытная и экспериментальная работа; выставки лабораторий учителя; рецензирование и критика; деловые, ролевые и ситуативные игры; построение методических рекомендаций; создание курсов и семинаров для учителей; разные виды индивидуально-групповой работы с отдельными учителями или педагогическими коллективами; заседание методических объединений учителей по циклам предметов, инициативных творческих групп, научно-методического совета и кафедр и т.д.
Похожие статьи:
На что следует обращать внимание учащихся, давая задание на дом
Планируемое воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать отношение школьников к домашней работе – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду? В значител ...
Реальность задач
решаемых на лабораторном практикуме
А.Н. Кулев и С.Ф. Борисов предлагают новую методику проведения лабораторного практикума. «Студент должен исследовать хотя и упрощенные, но реальные явления и объекты». Авторы предлагают, без существенных изменений лабораторного оборудования, изменить методическое обеспечение дисциплины. А.Н. Кулев ...
Биография и принципы работы Е.Б. Вахтангова
Евгений Багратионович Вахтангов - (1 (13) февраля 1883, Владикавказ – 29 мая 1922, Москва) – советский актёр, режиссёр театра, основатель и руководитель (с 1913 года) Студенческой драматической (в дальнейшем «Мансуровской») студии, которая в 1921 году стала 3-й Студией МХТ, а с 1926 года – Театром ...