Основная тенденция развития образования – технологизация. Технологизация – это путь совершенствования образования. Рассматриваемый процесс имеет глобальный характер и направлена одновременно на повышение эффективности образовательных систем и уменьшение затрат на достижение результатов.
Основным назначением методической работы в инновационном направлении является устранение методических недочетов и затруднений, возникающих в ходе профессиональной деятельности, а также непосредственно эффективная и продуктивная организация инновационной деятельности, разработка новых подходов к ее руководству и контролю, поиск направлений и способов взаимодействия всех членов управленческого звена.
Эта работа осуществляется в двух аспектах:
- коррекционная работа, направленная на выявление и устранение недостатков и затруднений учителей;
- их обучение навыкам экспериментально-исследовательской работы и развитие необходимых для этого способностей.
Организация инновационной деятельности учительского коллектива требует соответствующих изменений и координации управленческой деятельности администрации и научных руководителей школы. Ее успешность зависит от оптимальности сочетания коррекционной и инновационной, предметной и внеурочной деятельности, разнообразия ее форм и т.д.
Главными условиями инновационной методической деятельности современных образовательных учреждений являются:
анализ теории преподаваемого предмета, определение его связей с профилем образовательного учреждения;
формирование содержательных единых и инновационных методических комплексов, подчиненных целям и задачам учреждения;
изучение с новыми достижениями науки и практики;
подбор и опробование новых обучающих систем и рекомендаций;
формулировка целесообразных направлений углубленного изучения предмета;
вырабатывание базы данных об учебных и творческих способностях учащихся, способах их выявления и развития;
решение вопросов комплектования и работы дифференцированных групп, кооперации работы отдельных учителей и инициативных творческих групп;
обработка фрагментов педагогической техники, освоение современными технологиями обучения; раскрытие и ликвидация методических затруднений учителей; формирование специфических систем воспитательной работы;
изучение основами научной организации труда; выработка стратегий воздействия на учащихся;
ликвидация собственных недостатков;
экспериментально-исследовательская работа.
Последующий этап — это работа в виде практических занятий по самодиагностике. Решается сразу две проблемы: учитель осваивает технику диагностики, которую потом будет использовать к учащимся своей группы, и получает ряд полезных сведений о себе самом.
Третий этап — практическая работа с родителями, без поддержки которых усовершенствование необходимого комплекса интеллектуальных умений и способностей идет гораздо медленнее.
Четвертый этап содержит выполнение диагностики учебных способностей учащихся и фиксацию полученных данных в индивидуальных картах каждого студента.
Пятый этап предполагает организацию системы коррекционно-развивающей деятельности, устраняющей недостатки интеллектуального развития и их причины. Такими причинами могут являться и дефекты инновационной работы, что служит сигналом об ошибках в ее организации.
Принципы методической работы:
Принцип централизации. Тематика исследований этих групп и отдельных учителей, участвующих в творческом поиске образовательного учреждения, должна быть подчинена целям и задачам его инновационной деятельности и представлять собой частную составляющую общей темы работы учреждения. Множество тем инициативных творческих групп и индивидуальных исследований отдельных учителей должна гарантировать и законченность исследовательской работы в целом.
Похожие статьи:
Проблема – чему и как учить? Оптимальные условия развития детской
одаренности
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема – чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. В современной практике организации обучения интеллектуально одаренных детей в любой области знаний выделяют три основных направления: факультативные занят ...
Основные правила работы социального
педагога-профконсультанта
Круг обязанностей профконсультанта определяется, в основном, работой с клиентами и состоит в оказании помощи в решении их профессиональных проблем. Обычно профконсультант проводит прием клиентов по предварительной записи в отдельном помещении, оборудованном психодиагностическим оборудованием, профе ...
Методика формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у
учащихся начальных классов школы VIII вида
Овладение вычислительными приемами сложения и вычитания в пределах 20 основано на хорошем знании сложения и вычитания в пределах 10, знании нумерации и состава чисел в пределах 20. При изучении действий сложения и вычитания в пределах 20, как и при изучении соответствующих действий в пределах 10, б ...