Затем следует предложить учащимся мысленно представить себе изучаемое (создать мысленный образ явления), облечь проделанные действия в химические термины, проговорить (создать вербальный образ), только потом можно обратиться к знаковому описанию (знаковому образу), рассмотреть возможные способы составления формулы. Данный подход будет являться не алгоритмическим, а основанным на целостном мышлении.
Дети-логики могут пользоваться стандартным предложенным алгоритмом, но, при данном подходе, и правополушарные дети будут иметь свой способ составления формул – через сравнение с образом памяти.
Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины".
Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.
В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: " Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…."
На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало.
Я не объявляю тему урока сразу, а иду от показа практического применения изучаемых веществ, их значения в жизни, быту, к знакомству с их свойствами. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени "интерес". Отбирая материал, который будет своего рода прологом урока, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, сознательного выбора профессии. И на всех уроках не забываю об эстетическом воспитании, используя яркие иллюстрации, фотографии, образцы художественных изделий, альбомы, модели, макеты, приборы, рисунки. Особые требования предъявляю к образности, выразительности, грамотности речи учителя и учащихся. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:
"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,
Сияньем хладным солнце блещет,
И луч его в зерцале зыбком вод
Неверным золотом трепещет.
Седая мгла виётся вкруг холмов,
Росой затоплены равнины;
Желтеет сень кудрявая дубов,
И красен круглый лист осины.
Замолкли птиц живые голоса…
Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"
(Евгений Баратынский)
- Создавая такой яркий образ, автор выразил химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?
Разве можно остаться равнодушным при встрече на уроке с любимыми книгами?
Так, в 9 классе при изучении темы " Фосфор и его соединения", зачитываю отрывок из знаменитой повести А. Конан-Дойля " Собака Баскервилей":
" .Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана . Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Похожие статьи:
Классификация разрезов
Рис.5
. Наклонный разрез. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные. Простым называется разрез при одной секущей плоскости (см. рис. 1, в). Сложным называется разрез при двух секущих плоскостях и более. В зависимости от положения секущей плоскости относитель ...
Функции межпредметных связей
Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Функция обучения – это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленнос ...
Специфика педагогического проектирования в
контексте личностно-ориентированного образования
Специфика проектирования личностно-ориентированного обучения начинается с того, что мы условно называем "проектировочный парадокс", суть которого формулируется: для организации педагогической деятельности необходим ее проект, а создать проект . нельзя, поскольку поведение проектируемых об ...