Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 13

Затем следует предложить учащимся мысленно представить себе изучаемое (создать мысленный образ явления), облечь проделанные действия в химические термины, проговорить (создать вербальный образ), только потом можно обратиться к знаковому описанию (знаковому образу), рассмотреть возможные способы составления формулы. Данный подход будет являться не алгоритмическим, а основанным на целостном мышлении.

Дети-логики могут пользоваться стандартным предложенным алгоритмом, но, при данном подходе, и правополушарные дети будут иметь свой способ составления формул – через сравнение с образом памяти.

Одним из сильных и верных способов пробуждения и поддержания у учеников интереса к приобретению знаний, на мой взгляд, является создание эмоционального настроя. Я глубоко убеждена, что одним из главных звеньев в цепи дидактических поисков должно быть положение о том, что "без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины".

Произведения художественной литературы, совершенствуя образное мышление учащихся, оказывают благотворное влияние на развитие их воображения, способность высказывать оригинальные идеи.

В этой связи уместно привести слова известного советского химика А.Е. Арбузова: " Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области…."

На мой взгляд, уроки химии оставляют эмоциональный след в душе учеников, если они включают лирическое начало.

Я не объявляю тему урока сразу, а иду от показа практического применения изучаемых веществ, их значения в жизни, быту, к знакомству с их свойствами. Лирическое начало урока, необычность вступления, использование материала, отвечающего духу времени, выступают в роли ключика по имени "интерес". Отбирая материал, который будет своего рода прологом урока, стремлюсь к тому, чтобы он воспитывал у учащихся нравственность, гуманизм, бережное отношение к природе, чувство патриотизма, сознательного выбора профессии. И на всех уроках не забываю об эстетическом воспитании, используя яркие иллюстрации, фотографии, образцы художественных изделий, альбомы, модели, макеты, приборы, рисунки. Особые требования предъявляю к образности, выразительности, грамотности речи учителя и учащихся. Даже единичные фрагменты из литературных произведений, прочитанные на уроке химии, несут обучающую нагрузку и развивают творческий потенциал учащихся. Даже самые непоседливые затихают, в глазах даже самых безразличных появляется огонек интереса, когда слышат:

"…И вот сентябрь! Замедля свой восход,

Сияньем хладным солнце блещет,

И луч его в зерцале зыбком вод

Неверным золотом трепещет.

Седая мгла виётся вкруг холмов,

Росой затоплены равнины;

Желтеет сень кудрявая дубов,

И красен круглый лист осины.

Замолкли птиц живые голоса…

Безмолвлен лес, беззвучны небеса!"

(Евгений Баратынский)

- Создавая такой яркий образ, автор выразил химическую сущность явлений. В чем она? Какие химические и физические свойства лежат в основе поэтических картин?

Разве можно остаться равнодушным при встрече на уроке с любимыми книгами?

Так, в 9 классе при изучении темы " Фосфор и его соединения", зачитываю отрывок из знаменитой повести А. Конан-Дойля " Собака Баскервилей":

" .Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто из нас, смертных, не видывал. Из ее отверстой пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть видение более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана . Страшный пес, величиной с молодую львицу. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Похожие статьи:

Классификация разрезов
Рис.5 . Наклонный разрез. В зависимости от числа секущих плоскостей разрезы разделяются на простые и сложные. Простым называется разрез при одной секущей плоскости (см. рис. 1, в). Сложным называется разрез при двух секущих плоскостях и более. В зависимости от положения секущей плоскости относитель ...

Функции межпредметных связей
Обучение в современной школе реализуется как целостный учебно-воспитательный процесс, имеющий общую структуру и функции, которые отражают взаимодействие преподавания и учения. Функция обучения – это качественная характеристика учебно-воспитательного процесса, в которой выражена его целенаправленнос ...

Специфика педагогического проектирования в контексте личностно-ориентированного образования
Специфика проектирования личностно-ориентированного обучения начинается с того, что мы условно называем "проектировочный парадокс", суть которого формулируется: для организации педагогической деятельности необходим ее проект, а создать проект . нельзя, поскольку поведение проектируемых об ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru