Использование художественной литературы на уроках химии

Педагогика и воспитание » Использование художественной литературы на уроках химии

Страница 8

В противоположность репродуктивным заданиям в продуктивных (проблемных, проблемно-поисковых, творческих) отсутствуют все данные, необходимые для ответа, и ученик должен определить, каких фактов ему не достает и как он их должен искать. Этот вид заданий эффективен, когда содержание учебной информации направлено на формирование понятий, законов, теорий, когда оно не является принципиально новым, а логически продолжает ранее изученное. Применение продуктивных заданий оправдано, когда содержание доступно ученику для самостоятельных обобщений, выводов, обнаружений причинно-следственных связей.

Из недостатков следует отметить непригодность для изучения сложных тем, где необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства учащихся. Крайне ограничено применение этих заданий при предъявлении принципиально новой информации, где не может быть использован принцип апперцепции. В этих двух случаях из-за возникновения тезаурусного барьера проблемная задача оказывается непосильной для решения учеником, и, следовательно, перестает быть проблемной.

В практике работы современной российской школы явственно просматривается тенденция к переходу от репродуктивных методов обучения к продуктивным, хотя такое противопоставление продуктивное и репродуктивной деятельности неправомерно, поскольку "обе они находятся в тесном взаимодействии и единстве в движении ученика от незнания к знанию". В зависимости от профиля обучения в одном случае будут преобладать репродуктивные, в другом — продуктивные задания. В классах экономического профиля число заданий репродуктивного и продуктивного характера было примерно одинаковым, что объясняется как психологическими особенностями учащихся, так и особенностями изучаемого химического содержания.

Исходя из необходимости учета выделенных индивидуально-психологических особенностей учащихся классов экономического профиля, можно наметить общие методические подходы к их обучению химии.

1. Всесторонняя гуманизация процесса обучения и создание комфортных условий для обучающихся, уважение их личности, интересов, желаний и потребностей.

2. Обеспечение переноса сложившихся интересов учащихся на предмет изучения, чтобы придать процессу обучения творческий и результативный характер. Как установлено психологами, научение происходит только в том случае, когда новые знания связаны с чем-то, что привлекает человека, доставляет ему радость или удовлетворение, которые вызывают положительные эмоции. И наоборот, обучение не дает ожидаемого результата, когда определенные объекты, действия или поступки, связанные с чем-то, что отталкивает человека, вызывает отрицательные эмоции. Исходя из концепции П.В. Симонова, эмоциональный тонус познавательной деятельности зависит от имеющейся у ученика информации, связанной с его потребностями. Это означает необходимость включения знаний, уже полученных школьниками на уроках экономики, в контекст обучения химии.

3. Использование методических приемов, соответствующих особенностям детей "левополушарного" типа, реализуемых в рамках базовых гуманитарно-ориентированных технологий, которые предполагают организацию активной творческой деятельности учащихся в соответствии с их потребностями и возможностями (В. В. Сериков):

технологии задачного подхода, заключающейся в представлении содержания обучения в виде разноуровневых личностно-ориентированных задач;

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13

Похожие статьи:

Значение педагогического наследия Я. А. Коменского
Коменский в своих сочинениях много внимания уделил раскрытию природы ребенка и его способностей. В этом отношении наряду с “Великой дидактикой” следует особо отметить его труд “О культуре природных дарований”. Вопросы о ребенке и его способностях Коменский решает на уровне передовой науки своего вр ...

Подходы к классификации педагогических тестов
Что касается классификации тестов, то анализ зарубежной и отечественной литературы показывает, что существуют несколько подходов к этой проблеме. Во-первых, педагогические тесты классифицируются по методологии интерпретации результатов тестирования на нормативно-ориентированные и критериально-ориен ...

Игра как средство развития индивидуальных способностей ребенка
Как известно, игра, как ведущий вид деятельности, выступает в дошкольном возрасте. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, причем за это время игры проходят довольно значительный путь развития: от предметных и символических до сюжетно-ролевых с правилами. С момента поступ ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru