Главный минус логического мышления – его узость. Логика предоставляет возможность добраться до истины, лишь следуя по цепочке логических рассуждений. В случае неверного представления об одном из звеньев этой цепи видение реального мира становится неполным. Развитая логика не только не помогает, но существенно мешает воспринимать тонкие нюансы окружающей нас действительности.
Правое полушарие занято прямо противоположной задачей. Оно ответственно за интуицию, образное мышление и регулирующую деятельность, способно целиком воспринимать многозначность, окружающего мира, интегрируя все многочисленные и даже противоречивые связи между его объектами, оперируя с целыми образами. Оно "схватывает" реальность во всем богатстве, противоречивости и неоднозначности связей и формирует многозначный контекст. Формирование такого контекста требует меньших физиологических затрат, чем формирование однозначного, упорядочивающего контекста, что доказано экспериментально. Образное мышление раскрывает суть предмета в единый момент времени, причем с характеристиками, максимально совпадающими с действительностью. Речь не в состоянии выразить такой контекст, поскольку строится по законам левополушарного мышления. Без правого полушария мы превратились бы в высокоразвитые компьютеры, тщетно пытающиеся приспособить многозначный мир к своим ограниченным программам. Все попытки создания искусственного интеллекта оказались недостаточно успешными именно потому, что авторы представляли мозг только как одно левое полушарие и пытались моделировать только его.
Оба полушария выполняют равно важные функции. Левое полушарие упрощает мир, чтобы можно было его проанализировать. Правое полушарие преодолевает ограничения, накладываемые левым. В реальном процессе усвоения знаний одновременно присутствуют (и реально функционируют) как образная, так и понятийная составляющие. Это не две самостоятельные составные части (хотя их специфика очевидна), а единый мыслительный процесс, раскрывающий человеку разные, но взаимосвязанные стороны бытия. Образное мышление, устанавливая многозначные связи, уравновешивает особенности логического мышления. Без того или другого вида мышления наше восприятие действительности не было бы столь глубоким и разносторонним, точным и богатым разнообразными оттенками, каким оно является на деле.
В 60–70-е гг. XX в. в экспериментальных психологических исследованиях был получен ряд фактов, на основе которых сформулировали следующие важные положения:
1) образные компоненты мыслительной деятельности оказывают влияние на ее успешность;
2) продуктивность образов проявляется не только в художественном творчестве, но и в других видах деятельности: в обучении, интеллектуальном творчестве, профессиональной деятельности и т.д.;
3) логические и образные компоненты мыслительного процесса функционируют не обособленно, а в органичном единстве; закономерности взаимодействия и взаимозависимости словесно-логических и наглядно-образных форм мыслительной деятельности должны рассматриваться как один из базовых механизмов интеллектуального развития личности.
Исторически сложилось так, что в человеческом обществе преобладает логический, левополушарный тип мышления. Ребенок развивается в условиях все более активного давления нашей левополушарно ориентированной цивилизации.
Традиционная педагогическая психология рассматривает логическое мышление как наиболее совершенное, как высшую форму отражения реальности. В школьной практике очень много внимания уделяется логическим процессам. На протяжении долгого периода времени в возрастной и педагогической психологии господствовало мнение, что формирование логического мышления происходит на основе вытеснения генетически более ранних (низших) видов мышления: наглядно-действенного и образного. К сожалению, подобное представление до сих пор не преодолено: образная составляющая предметов естественно-научного цикла чаще всего отходит на второй план. Наглядно-действенное, образное, интуитивное мышление считаются второстепенными. В настоящее время констатируется отставание в изучении большинства образных явлений: представлений, воображения, образного мышления и т.д.
Похожие статьи:
Теории отклонении
Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить среди многочисленных факторов, являющихся источником отклонения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. При этом можно сделать вывод о том, что любая "поломка", любое ограничен ...
Анализ развития воображения у детей дошкольного
возраста
С целью выявления уровня развития воображения испытуемых, использовалась методика Дьяченко О.М., Кириловой А.И. «Изучение оригинальности решения задач на воображение». Данная методика позволяет полно изучить особенности творческого воображения и проследить специфику этого процесса. Эта методика акт ...
Методы и приемы преподавания, влияющие на формирование творческих
способностей учащихся
Формирование творческих способностей в процессе обучения является важной задачей по привитию учащимся практических навыков, технологического мастерства. Школьникам важно научиться вносить в работу элементы фантазии, возможное разнообразие своих творческих мыслей. Для более активной мыслительной дея ...