"Широкая разумность" может быть лишь направляющим идеалом, а не конкретным правилом специальной работы и не предметом научения, а значит, не исключает, а предполагает субъективное творчество. Педагогика и методика традиционно предлагают средства, распространяющиеся на всех детей одного возраста, одного класса и т.д. Они рассчитаны на абстрактного, так называемого "среднего" ученика. Однако сегодня такой подход невозможен. Педагогическая технология характеризует условия, необходимые для того, чтобы предметный опыт стал личностным. В этом ее неоценимый, но пока еще не до конца оцененный антропологический потенциал.
Педагогическая технология не противоречит, а отвечает гуманистическому и антропологическому подходу как методологическим ориентирам современного образования. Индивидуализация обучения и воспитания предполагает постоянное изучение ребенка, направленность на личностные новообразования, смысловые приращения, развитие его внутреннего мира. Такая работа опирается на глубокие и разветвленные знания, понимание педагогических и психологических закономерностей. Именно поэтому современный учитель нуждается в эпистемологическом знании, позволяющем выходить за рамки частного опыта, подниматься до обобщающего видения проблем ребенка. Философско-психологический и научно-педагогический фундамент образовательной технологии позволяет педагогу постоянно совершенствовать свою профессиональную культуру. В то же время погруженность в непосредственное взаимодействие с детьми предполагает видение проблем реального учебно-воспитательного процесса и готовность к их решению, что обеспечивается эмпирическим компонентом педагогической технологии. Таким образом, можно выделить еще один ее признак - признак контекстуальности, характеризующий соответствие технологии конкретным педагогическим условиям деятельности учащихся и учителя.
Признание двухуровневое™ педагогической технологии позволяет решать вопрос о границах технологизации, "критическом пороге" ее использования. Еще древние греки предостерегали по поводу оборотной стороны "технэ". Эсхил видел в нем скрытое разрушительное начало. Согласно мифу, прометеев подарок людям - это результат преступления, кражи из очага богов. Шлейф тайны и непредсказуемости сопровождает отношения человека и техники на протяжении многих столетий. Техника служит облегчению человеческой жизни, но в то же время создает дополнительные проблемы. Она всегда рассматривалась как условие и гарант прогресса, но в то же время вызывала разрушительные последствия. Техника в человеческом сознании предстает то как проклятие, то как благодать, то как наказание, то как спасение. Та же амбивалентность распространяется и на отношение к педагогическим технологиям. Они характеризуются и как основа модернизации и совершенствования образовательного процесса, и как средство бездуховного и бездушного манипулирования.
Учитывая инвариантный и вариативный компоненты педагогической технологии, формализованное и личностное начало, легко определить, что собственно технологизации подвергается не ребенок, а условия его развития, деятельность, направленная на создание определенных воспитательных ситуаций. На уровне проектирования педагогическая технология может быть массовой и универсальной, на уровне реализации (а именно здесь мы имеем дело с живым человеком, с учеником) - только авторской. Это становится возможным, когда учитель обладает высокой профессиональной культурой, так как опасность представляет не столько педагогическая технология, сколько ее использование неподготовленным педагогом (собственно, так же, как и разрушительна не сама техника, а техника в руках человека).
Исходя из вышесказанного, определим сущность понятия "педагогическая технология". Она несводима к совокупности методов и приемов или к абстрактному теоретическому концепту. Педагогическая технология близка к форме организации обучения и воспитания, но не тождественна ей. На наш взгляд, это такой тип организации учебно-воспитательного процесса, который за счет интеграции эпистемологического знания и эмпирического опыта позволяет решать проблемы гуманизации образования. Используя фундаментальные знания, учитель приближает образовательный процесс к конкретному ученику. Так, создание ситуации развития человека предполагает понимание его своеобразия в целом, факторов, определяющих его становление, формирование тех или иных личностных качеств, закономерностей физических изменений и внутреннего роста (теория) и понимание уникальности каждой личности (опыт непосредственного педагогического взаимодействия). Эти два начала составляют основу любой педагогической технологии и определяют требования, предъявляемые к ней:
концептуальность: наличие научно-педагогического обоснования (общей схемы) и его концептуальной интерпретации учителем с учетом условий реального образовательного процесса, представленного многообразием педагогических ситуаций;
Похожие статьи:
Руководство воспитательным процессом в ОУ
Ткань учебно-воспитательного процесса создана из самых разнообразных событий, многочисленных ситуаций, и от того, какова позиция и поведение в них педагога, зависит и результат воспитания. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое воздействие» и «педагогическое взаимодейств ...
Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных
сказок
Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих ...
Мотивы досуга
Культурно-досуговая деятельность ребёнка связана с удовлетворением познавательных и практических потребностей, которые основываются на мотиве деятельности. Освоение реального мира в процессе культурно-досуговой деятельности требует от ребёнка активности, напряжения, способности к саморазвитию и сам ...