Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок

Педагогика и воспитание » Сказка как средство воспитания нравственности » Система ценностей, составляющих основу воспитательного потенциала русских народных сказок

Страница 1

Чаще всего первыми сказками для самых маленьких становятся сказки о животных. Герои таких сказок наделены человеческими чертами, и каждый из них воплощает в себе, как правило, какое-то одно свойство человеческого характера: лиса - хитрость, волк - глупость, заяц - трусость и т.д. Столкновение этих свойств и обеспечивает развитие сюжета. Нередко в сказках о животных побеждает не самый добрый, а самый хитрый - та же лиса, но тогда на помощь слабому, но доброму герою приходят другие, и справедливость торжествует ("Заяц, лиса и петух"). Кроме человеческих черт, в сказках о животных отражаются и социальные отношения.

Наибольшей любовью и маленьких, и подрастающих читателей пользуются волшебные сказки. Здесь во всей полноте используется арсенал художественных средств и создаётся неповторимый фантастический мир, живущий по своим законам. Выделяют несколько типов сюжета волшебной сказки, но самый распространённый среди них - сюжет-путешествие, когда герой отправляется "за тридевять земель" либо в поисках счастья, либо для того, чтобы выполнить опасное задание. На пути ему встречаются враги и помощники, он преодолевает непреодолимые препятствия, вступает в решающую схватку со злыми силами и выходит из неё победителем. Обратим внимание и на магическую цифру семь, которая упоминается в волшебных сказках: семь братьев, семь лебедей, цветик - семицветик, семь комнат, семь сундуков, за семью дверями, за семью замками Что это за путь к счастью, состоящий из семи испытаний? Ключ опять надо найти в самом себе. Вот эти семь ключей.

-Здоровье тела - физическая сила.

-Внутренний огонь, дающий радость, ведущий к творчеству.

-Любовь ко всему.

-Интеллект - знания.

-Сознание.

-Сверхсознание.

И чтобы дойти до сверхсознания, где есть ощущение полного счастья, необходимо каждый отрезок пути пройти достойно. Как только человек выйдет к высокому сознанию, ему будет открыт весь -это ясновидение, седьмой ключ. Если человек повторяет ошибки на жизненном круге, то ему снова придется пройти девять кругов испытаний - пойти в тридевятое царство. Счастье, которое добывают во всех русских сказках, - это семь принципов природы и семь принципов гармонии человека.

В отличие от волшебной, действие бытовой сказки разворачивается в привычной реальности, близкой к повседневной жизни. Это уже не "тридевятое царство", а обычный город или деревня. Иногда в бытовой сказке появляются даже реальные географические названия. В качестве главных героев здесь выступают крестьяне-бедняки, им противопоставляются не фантастические злые силы, а богатые или знатные люди: купцы, помещики, священники. В основе развития сюжета - уже не путешествие или невыполнимое задание, а бытовой конфликт: например, спор из-за имущества. Он разрешается в пользу главного героя, однако совсем не чудесным способом. Чтобы добиться справедливости, ему приходится проявить ловкость, ум и находчивость, а зачастую и хитрость.

Самая большая ценность сказки - это непременное торжество добра и справедливости в финале. Мир сказки - это идеальный мир.

Также идеальны и главные герои сказок: они молоды, красивы, умны, добры и из любых испытаний выходят победителями. Кроме того, их образы просты для восприятия, потому что воплощают, как правило, одно качество.

В русских сказках Иванушка-дурачок находчив и удачлив, Василиса - мудра, Иван-царевич - силён и отважен. Система образов в сказке строится по принципу противопоставления: герои отчётливо делятся на положительных и отрицательных, и первые всегда побеждают последних. Символами света в славянских сказках стали женские и мужские образы как главный закон Вселенной, закон гармонии - женского и мужского начала. Елена Прекрасная, Василиса Премудрая, Марья-Царевна, Марья Моревна, Царь-девица, Марья-Искусница, Василиса Прекрасная - символы любви, Родины, тепла, красоты, высокой духовности, мудрости, Земли-Матери. Иван - крестьянский сын, Иван-царевич - символы мужских начал и ценностей: сын Земли, защитник чести и совести, силы праведной. Эти герои ведут борьбу с темной силой, в основном Змеем и Кощеем.

Страницы: 1 2

Похожие статьи:

Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки
Казахстанское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности б ...

История формирования культурно-досуговой деятельности детей
Досуг, или свободное время, как одна из сторон жизни общества в разные эпохи наполнялся различным содержанием, иногда весьма противоречивым. Детский досуг определялся суммой многих факторов, зависящих от провозглашаемых властью принципов общественной и экономической жизни на том или ином отрезке вр ...

Поощрение
В школе используются разнообразные виды поощрений. Наиболее распространенными являются похвала, благодарность, различные виды наград (похвальная грамота, награждение медалью по окончании школы). В практике работы используются и такие поощрения, как почетное право открыть соревнование, вести програм ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru