Расширительное толкование педагогической технологии может объясняться стремлением использовать этот термин вместо привычных понятий "метод обучения" и "форма организации обучения". Но вряд ли подобная унификация целесообразна. Педагогическая технология - самодостаточный и самоценный научный феномен, поэтому необходимо не замещать ею известные педагогические категории, а рассматривать ее в сопоставлении с ними. Только через выявление особой природы педагогической технологии можно обосновать оправданность введения этого понятия в педагогическую науку и практику.
Самый простой способ определения педагогической технологии - сведение ее к системе алгоритмизированных процедур, гарантирующих достижение результата и минимизирующих риск неудачи. Экстраполяция в область педагогического знания "производственного" подхода к технологии не случайно вызывает тревогу у многих ученых и педагогов-практиков. Уникальное пространство человеческих отношений, возникающее между учителем и учеником, не может выстраиваться на основе механистически выверенных операций, абстрактных схем. При таком понимании технологии трудно, даже невозможно совместить ее с активно протекающим сегодня процессом гуманизации образования. Если абсолютизировать инструментальную функцию, то педагогическая технология утрачивает антропологическую направленность и превращается не в средство развития личности и оптимизации образовательного процесса, а в орудие манипуляции.
Соблазн усиления инструментально-механистической стороны технологии, приводящий к сомнениям в ее целесообразности, связан с еще сохраняющим свои позиции в педагогике естественнонаучным подходом, сложившимся под влиянием классической научной парадигмы. В то же время современная педагогика опирается на гуманистическую традицию. Интересно, что именно в тот момент, когда педагогическая наука отказывается от монополии естественнонаучного подхода, в ней поднимается вопрос о технологизации образовательного процесса. Действительно, понятие "педагогическая технология" начинает активно использоваться с середины прошлого века. В этот же период актуализируется антропологическая проблематика, что стало следствием обнаружившегося дефицита гуманизма - оборотной стороны успехов техногенной цивилизации. Смена ценностных ориентиров приводит к пониманию того, что основополагающим условием развития, производства и воспроизводства общественной целостности становится обогащение интеллекта, творческой энергии, духовно-нравственных сил личности.
Новое понимание человека в культуре предполагает и его новое понимание педагогикой. Он перестает рассматриваться как сырье, нуждающееся в обработке. В 80-90-е гг. прошлого века оформляются концепции личностно ориентированного образования (Н.И. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), цель которого определяется пониманием приоритетности развития личности учащегося, полноты раскрытия его потенциала, отношением к ребенку как субъекту собственной жизни. Такой подход обусловливает и новое содержание, и новые формы организации учебно-воспитательного процесса. На волне их поиска возникает интерес к проблеме педагогической технологии. Именно она позволяет преодолевать однозначность естественнонаучного метода, редуцирующего природу (в том числе и природу человека) к тому, что вычислимо, формируемо в соответствии с четкими правилами.
Казалось бы, мы имеем дело с парадоксом, неразрешимым противоречием, неким культурным алогизмом: технологизация и гуманизация - "две вещи несовместные". Однако обнаружившееся противоречие легко преодолеть, если выявить сущность педагогической технологии. Для прояснения этого вопроса уместно обратиться к этимологии слова.
"Технэ" - слово древнегреческого происхождения (techne). Первоначально оно означало мастерство плотника или строителя. В дальнейшем произошло расширение значения. Этим словом стали называть мастерство всякого рода, а также способность выстраивать стратегии и вычерчивать планы. Древние греки рассматривали "технэ" как особый род знания, направленного на производство и конструирование. Оно, согласно Аристотелю, занимает среднее положение между просто опытом (эмпирия) и теорией (эпистемэ). "Techne" отличается от теоретического знания, эпистемы, тем, что последнее имеет дело с неизменным, чисто существующим и первичным во всех отношениях и смыслах, тогда как techne как "продуктивное знание" имеет отношение к области изменчивого, находящегося в процессе становления. Techne строится на эмпирии, опыте. Но в то же время простой опыт, который покоится на том, что сохраняется и связывается в памяти, относится только к отдельным примерам и их связи, techne переходит от многих отдельных случаев к общему понятию" [Цит.: по 4, с.99]. Аристотель на конкретном примере показывает разницу между простым опытом и технологическим знанием: медик-практик знает только, что цыпленок хорош для слабого желудка, но врач, который владеет techne, знает, кроме того, что цыпленок - легкая пища, и почему она легкая, и почему желудок является слабым. Таким образом, опыт предполагает ответ на вопрос "что?", технэ - "почему?", поэтому приближается к эпистеме. Но, в отличие от теории, которая напрямую не связана с практикой и опосредует свои отношения с ней некими идеальными конструкциями, технологическое знание внутренне организовано на основе отражения реальности. Оно работает с конкретной проблемой, ситуацией, существующей в масштабе реального времени.
Похожие статьи:
Игры на формирование межличностных отношений
«Найди друга» (для детей 5 лет) Упражнение выполняется среди детей или же между родителями и их детьми. Одной половине завязываются глаза, предлагают походить по помещению, где нужно найти и узнать друга (или своего родителя). Узнать можно с помощью рук, используя прикосновения, ощупывание волос, о ...
Базовые теории развития и воспитания личности
В существующей на сегодняшний день педагогической литературе разных авторов нет единого понимания воспитания, указываются различные подходы к осуществлению воспитательного процесса. Поляков С.Д. предлагает для выведения типов воспитательных взаимодействий опираться на психологические концепции личн ...
Коррекционная работа на фонетическом уровне
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений з ...