двор – носок -
ключ – клубок -
гном – платок -
слон – ножик -
дождь – и т. д. ящик - и т. д.
2. Гриб – грибок Луг - лужок
ком – стог -
дым – друг -
лес – флаг -
глаз – и т. д. творог - и т. д.
3. Нора – норка Картина -
гора – конфета -
туча – дорога -
голова – облако –
береза - рука – и т. д.
Образование приставочных глаголов
Игра «Назови новое слово – действие».
Подобрать к данным существительным подходящие по смыслу глаголы со значением сначала приближения, а затем удаления.
Если человек идет, то он приходит
Если человек бежит, то он…
Если человек едет, то он… и т. д.
Идет – уходит
бежит –
едет –
летит –
плывет –
ползет – и т.д.
Образование притяжательных прилагательных
Игра «Чей хвост, чья голова»
На столе в два ряда выложены картинки, на которых изображены головы и хвосты животных. Кто-либо из детей выбирает картинку с мордой животного, а затем находит соответствующий хвост.
Например: «Это лисья морда, у лисы лисий хвост».
Образование названий детенышей животных
Игра «Кто у кого»
Дети подбирают парами картинки с изображениями домашнох животных и их детенышей:
Например: - Теленок у коровы
- Поросенок у свиньи.
В заключении считаем необходимым еще раз подчеркнуть, что об устранении аграмматической дисграфии у детей можно говорить лишь тогда, когда к концу дошкольного возраста в их устной речи не останется аграмматизмов.
Поскольку положение дел с предпосылками дисграфии у дошкольников было выявлено в январе, то до выпуска из детского сада оставалось еще 4,5 месяца. Мы определили пути коррекционной работы, направленные на устранение предпосылок дисграфии и решили сделать все возможное в этот оставшийся короткий срок. Одним из оптимальных средств было применение дидактических игр на занятиях по обучению грамоте.
Работа с детьми проводилась целенаправленно, в соответствии с выявленными предпосылками дисграфии. Для того, чтобы определить успешность применения дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОНР III уровня необходимо провести контрольный эксперимент и сравнить полученные данные с первичным исследованием. Повторное обследование этих детей было проведено по той же методике , что и начальный эксперимент. Анализ данных полученных в результате эксперимента можно отразить в таблице № 2.
Таблица 2
задания |
Предпосылки аккустической дисграфии |
Подгруппы звуков |
Предпосылки ар-тикуляционно-аккустической дисграфии |
№ задания |
Предпосылки дисграфии на почве несформированности фонематического анализа и синтеза |
№ задания |
Предпосылки оптической дисграфии |
№ задания |
Предпосылки аграмматической дисграфии |
1 |
10% |
свистящие |
20% |
1 |
20% |
1 |
10% |
1 |
а) 20% б) 30% в) 20% г) 20% |
2 |
20% |
шипящие |
10 % |
2 |
10% |
2 |
20% |
2 |
а) 10% б) 30% в) 40% г) 30% |
3 |
10% |
соноры |
10% |
3 |
10% |
3 |
20% | ||
4 |
20% |
йотированные |
10% |
4 |
30% |
4 |
0 | ||
5 |
0 | ||||||||
15% |
12,5% |
17,5% |
10% |
25% |
Похожие статьи:
Проблемы межпредметных связей в школьном обучении
Анализ современных учебников позволяет сказать, что во многих из них в должной мере не реализована идея межпредметных связей, которая необходима для формирования системных знаний. Следует особо отметить, что с накоплением знаний и дифференциацией наук будет появляться опасность изучения и предметов ...
Экологическое воспитание как часть формирования мировоззрения
школьников
Экология как форма общественного сознания является частью биологической науки, изучающей закономерности взаимодействия и взаимоотношений внутри флоры и фауны, их представителей между собой и с окружающей средой. Мир природы - среда обитания человека. Он заинтересован в сохранении целостности, чисто ...
Сущность понятия «методическое мастерство»
«Чем бы ни занимался человек, он всегда вызывает уважение людей, если он мастер своего дела». Прежде чем определить сущность понятия «методическое мастерство», необходимо рассмотреть его генезис. Для этого вначале объясним одну из составных частей, которая определена как методическая культура. “Осн ...