Как известно, основу творческого потенциала личности составляет воображение, которое «проявляется во всех решительно сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле всё решительно, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы, всё это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении».
Несмотря на свою универсальную значимость, воображение, в отличие от других высших психических функций, до сих пор вызывает дискуссии: существует около 40 определений. В.В. Давыдов и его сотрудники (О.М. Дьяченко, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова, В.Т. Кудрявцев, Н.Н. Палагина и др.) в предложенном ими определении указывают свойства воображения, которые и отличают данную «сложную психологическую систему» от других функций.
Воображение - это способность ребёнка, во-первых, видения целого раньше частей и, во-вторых, перенос функции с одного предмета на другой, который не обладает этой функцией.
Воображение связано с действительностью, поэтому воображать - значит представлять (предвидеть) завтрашний день (будущее), планировать его, реализовать свою мечту при помощи волевых качеств личности, эрудиции, высокой работоспособности. Воображение помогает видеть мир полнее, ярче и уже с раннего возраста развивать активность детской личности, стремление создавать новое, творить, что препятствует развитию «духовных потребителей-тунеядцев». Психологи неоднократно подчёркивали особую значимость дошкольного возраста в общей логике развития психики и личности в онтогенезе. В своих исследованиях они установили, что центральным психологическим новообразованием литического, т.е. стабильного дошкольного периода развития является воображение, которое первоначально связано с вниманием, восприятием, речью и мышлением, порождает эмоции и, реализуясь на основе воли, в первую очередь, осмысленной инициативности, развивает уровень притязаний, мотивации, интересы, способности, общительность и др.
Необходимость развития воображения у детей подчёркивают все отечественные учёные.
Так, Е.Е. Кравцова пишет: «Не сумел ребёнок стать волшебником в детстве, не научился воображать, и начинают, как снежный ком, расти различные проблемы - беспричинные страхи, низкая обучаемость, отсутствие замыслов, плохое развитие деятельности и, как следствие из всего этого, психологическая неготовность к обучению в школе». В.Т. Кудрявцев утверждает: «Воображение дошкольника - это почва, на которой вырастает позднее профессионально развитое воображение учёного, художника, изобретателя. Но это одновременно и основа теоретического мышления на всех последующих этапах развития, включая - прежде всего! - младший школьный возраст. По ходу детского развития воображение не растворяется в мышлении, а, впитывая опыт мышления, приобретает подлинно разумный - содержательно-обобщающий характер».
Психологи и педагоги ищут эффективные пути и средства развития творческого воображения в различных видах детской деятельности: художественной продуктивной (изобразительной, конструктивной, музыкальной, словесном творчестве), в ведущей игровой деятельности дошкольников, а также в процессе физического развития, восприятия художественных произведений, ознакомления с окружающей природой и др.
В связи с современной проблемой развивающего обучения целесообразным является изучение специфики воображения детей-дошкольников.
Воображение является необходимым условием для любой деятельности человека. Особенно важное значение приобретает этот психический процесс для детей при обучении. Любой школьный предмет (математика, литература, развитие речи, музыка изобразительное искусство и т.д.) требуют эффективной работы этой психической функции. Вот почему важно целенаправленно развивать творческое воображение на уроках изобразительного искусства в начальной школе.
Похожие статьи:
Виды домашних заданий по математике в начальных классах
Существует очень много видов домашних работ.д.омашние задания могут быть общие, индивидуальные и групповые, когда группа учащихся выполняют какое-то задание, являющиеся частью общего классного задания. Например, групповое домашнее задание, при сборе числового материала одна группа узнает цены учебн ...
Сведение матричной игры к задаче линейного программирования
Теория игр находится в тесной связи с линейным программированием, так как каждая конечная игра двух лиц с нулевой суммой может быть представлена как задача линейного программирования и решена симплексным методом и, наоборот, каждая задача линейного программирования может быть представлена как конеч ...
Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Программное содержание: 1. Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать сказку «Теремок». 2. Помочь детям выбрать тему игры, объединяя 2 сюжета, способствовать развитию сюжета игры. 3. Закреплять знания детей о профессиях, о культуре поведения. 4. Воспитывать положительное и доб ...