В настоящее время, в научно- методической литературе имеются лишь единичные исследования состояния дыхания и голоса при дизартрии и влияния их нарушения на развитие коммуникативной деятельности у дошкольников с церебральным параличом. Однако работа в этом направлении ведется.
В. Т. Сорокина в своем исследовании поставила следующую цель: выявить особенности мелодико-интонационной стороны речи как операционно-технического средства коммуникации у дошкольников с церебральным параличом. По данным исследования, большинство детей (77-93%), адекватно воспринимали мелодику интонации, но испытывали трудности при ее воспроизведении. Для остальных (6-7%) адекватное понимание интонационных конструкций и правильное их повторение было недоступно.
У детей с нарушением опорно-двигательного аппарата довольно часто встречается дизартрия, причем не только при ДЦП, но и с другими ортопедическими диагнозами (плоско-вальгусная установка стоп, дисплазия тазобедренного сустава и т.д.)
Среди характерных проявлений просодических нарушений в речи детей со стертой дизартрией выделяются расстройства интонационного оформления высказывания. В исследованиях Л.В.Лопатиной, Н.В.Серебряковой, О.А.Токаревой, Р.И.Мартыновой, Г.В.Гуровец, С.И.Маевской, посвященных состоянию речи при стертой форме дизартрии, отмечаются нечеткое звукопроизношение, смазанность речи, в ряде случаев сопровождающаяся назализацией, различные фонационные и просодические расстройства. Фонетическая сторона речи представляет собой тесное взаимодействие основных ее компонентов: звукопроизношения и просодики. Разнообразные фонетические средства оформления высказывания (темп, ритм, ударение, интонация) тесным образом взаимодействуют, определяя как смысловое содержание, так и отношение говорящего к содержанию. У детей со стертой формой дизартрии нарушения просодики влияют на разборчивость, внятность, эмоциональный рисунок речи. Анализ экспериментальных данных показал, что характеристика просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии не совпадает с характеристикой просодики у дошкольников в целом. Распространенность нарушений просодической стороны речи у детей со стертой формой дизартрии характеризуется определенными особенностями, которые обусловлены сложным взаимодействием речеслухового и речедвигательного анализаторов у данной категории детей.
У детей с указанным дефектом имеются нарушения интонационной выразительности речи, процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур предложения. При этом наиболее сохранной является имитация вопросительной и повествовательной интонации.
Восприятие и самостоятельное воспроизведение интонационной структуры, предполагающее в данном случае слухопроизносительную дифференциацию повествовательной и вопросительной интонации, вызывает значительные трудности у детей. При этом более нарушенным оказывается процесс слуховой дифференциации интонационных структур, чем процесс их самостоятельной реализации. Это свидетельствует о том, что у детей со стертой формой дизартрии имеется недоразвитие фонематического восприятия. Их смазанная нечеткая речь не дает возможности для формирования четкого слухового восприятия и контроля. Речедвигательный анализатор в данном случае играет тормозящую роль в процессе восприятия устной речи, создавая вторичные осложнения. В свою очередь, отсутствие четкого слухового восприятия и контроля способствует стойкому сохранению дефектов воспроизведения интонации в речи. Проблема особенностей восприятия речи у данной категории детей остается недостаточно изученной.
Проблемой нарушения интонационного оформления высказывания дошкольниками со стертой формой дизартрии занимались Л.В.Лопатина, Л.А. Позднякова. Они провели экспериментально-фонетическое исследование интонационного оформления высказывания и выявили характерные особенности оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных предложений. Анализ интограмм предложений свидетельствует о качественных различиях оформления таких высказываний детьми со стертой дизартрией и нормальным речевым развитием. Ученые выявили, что у детей с названной патологией отмечаются следующие особенности:
Похожие статьи:
Опытно-педагогическая работа по профилактике отклоняющегося поведения подростков
в ПДН ОУУП и ПДН Отдела МВД России по Миллеровскому району
База практики: Отделение по делам несовершеннолетних отдела участковых уполномоченных полиции по делам несовершеннолетних Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Миллеровскому району. Фактический адрес учреждения: Российская Федерация, 346130, Ростовская область, Миллеровский рай ...
Пособия и музыкально-дидактические игры
В целях наиболее успешного приобщения к музыке необходимо использовать различные пособия, облегчающие процесс ее восприятия и понимания. Для того чтобы яснее представить назначение различных пособий, можно условно сгруппировать их следующим образом: 1-я группа — образные игрушки (кошки, собачки и т ...
Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема
Общеизвестно, что образование — обучение и воспитание, но не всем известно, в чем заключается философия образования, складывавшаяся веками. Философия всегда стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и определить его новые ценности и идеалы. В этой связи можно вспомнить име ...