Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Педагогика и воспитание » Гуманизация и гуманитаризация образования » Гуманизация и гуманитаризация образования – социальная проблема

Страница 1

Общеизвестно, что образование — обучение и воспитание, но не всем известно, в чем заключается философия образования, складывавшаяся веками.

Философия всегда стремилась не только осмыслить существующие системы образования, но и определить его новые ценности и идеалы. В этой связи можно вспомнить имена Платона, Аристотеля, Яна Амоса Коменского, Жан Жака Руссо и многих других, кому человечество обязано осознанием культурно-исторической ценности образования. Целый период в истории философской мысли носил название «Просвещение». Немецкая философия ХIХ века (И.Кант, Г.Гегель, В.Гумбольдт) предложила пути реформирования систем школьной и университетской подготовки. В ХХ веке крупнейшие мыслители выдвигали проекты новых образовательных институтов. Широко известны имена В.Дильтея, Д.Дьюи, М. Бубера, К.Ясперса и других, чье наследие вошло в золотой фонд философии образования.

Несмотря на то, что проблемы образования всегда занимали умы мыслителей, выделение философии образования как особого исследовательского направления началось лишь в ХХ веке. В начале 40-х годов в Колумбийском университете (США) создается общество, которое ставит своей целью исследование философских проблем образования в сотрудничестве философов и теоретиков педагогики, разработку учебных курсов по философии образования в колледжах и университетах, а также подготовку кадров. С этого времени во всех западноевропейских странах преподавание философии образования постепенно занимает все более важное место. Однако до сих пор остается неясным ее статус и «взаимоотношения» с общей философией, с одной стороны, и с педагогической теорией и практикой — с другой. Представители разных философских направлений по-разному трактуют содержание и задачи философии образования.

В России в области анализа проблем образования всегда существовали весьма значительные философские традиции (М.М.Сперанский, В.Ф.Одоевский, Л.Н.Толстой и другие), но до самого последнего времени философия образования не была областью специальных исследований, не было и специалистов. В наши дни положение начинает меняться, что, возможно, связано с состоянием дел в образовании, отражающим кризисную ситуацию в культуре в целом. Конструктивный подход к образованию требует его научного осмысления, точнее, переосмысления, именно с философских позиций.

Рассматривая философию образования как широкую рефлексию проблем образования и педагогики, следует учитывать, что в систему педагогических знаний кроме педагогики традиционно входят и дидактика, и методика, и психология. Все они должны обслуживать единую педагогическую практику, однако сегодня таковой в реальности не существует. Сейчас формируются самые различные виды педагогических практик: традиционная, развивающая, новая, гуманитарная, религиозная и так далее.

В настоящее время в казахстанском образовании прослеживается несколько основных тенденций. Во-первых, кризис классической модели и системы образования, разработка новых фундаментальных педагогических идей, создание экспериментальных и альтернативных школ; во-вторых, движение в направлении интеграции в мировую культуру: демократизация школы, создание системы непрерывного образования, гуманизация и компьютеризация образования и, наконец, в третьих, восстановление и развитие традиций русской школы и образования.

Среди исследовательских направлений современной отечественной философско-педагогической мысли можно выделить несколько основных. Это прежде всего связанное со школой Л.В.Выготского философско-психологическое направление, которое заложило солидное основание в разработку культурологической и деятельностной парадигмы широкой образовательной практики. Здесь следует отдельно выделить школу В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина — методологию и методику развивающего обучения.

Второе направление развивается в рамках методологии Г.П.Щедровицкого и его последователей, тут разрабатываются межпрофессиональные образовательные проекты и предпринимаются попытки создания новой педагогической антропологии и философии образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Коррекционная работа на фонетическом уровне
Работа на фонетическом уровне включает два основных направления: Развитие звукового анализа слов (от простых форм к сложным); Развитие фонематического восприятия, то есть дифференциация фонем, имеющих сходные характеристики. Фонематические представления у детей формируются в результате наблюдений з ...

Анализ деятельности социального педагога МОУ СОШ № 103 по первичной профилактике наркотической зависимости у старших подростков
Средняя общеобразовательная школа № 103 расположена на окраине микрорайона Уралмаш, в непосредственной близости от всемирно известного завода "Уралмаш" (УЗТМ). Являясь важным стратегическим объектом государственного значения, огромным промышленным центром с богатой историей и субкультурой ...

Основные понятия гуманизации образования и принципиальные характеристики содержания гуманитарной подготовки
Казахстанское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности б ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru