Особенности просодической стороны речи у детей дошкольного возраста при патологии

Страница 5

использование меньшего диапазона частот,

владение ограниченными модуляциями голоса,

скандированность речи,

трудности изменения голоса по высоте.

простой, не осложненный обертонами, рисунок основного тона,

расстройства паузации,

наличие сильного, резкого мелодического «всплеска», резких подъемов частоты основного тона на ударных, а также безударных слогах.

Полученные данные могут способствовать не только дифференциальной диагностике, но и более эффективной ее коррекции.

По данным статистики (по МДОУ №12) за последние годы увеличивается количество детей с заиканием у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. В рамках данной работы мы будем говорить об особенностях интонационной стороны речи при заикании у данной категории детей.

Наиболее подробно исследователями изучено состояние просодической подсистемы невербальных средств общения заикающихся. М.Вингейт[8] говорит о заикании как о «просодическом дефекте», который проявляется в перемежающихся нарушениях ударений. К нарушению просодики сводит заикание Г. Бергман. По его экспериментальным данным, эпизоды заикания встречаются главным образом на ударных слогах, интервалы между которыми в речи заикающихся очень изменчивы, даже в отсутствие речевых судорог. Еще одной особенностью просодики речи заикающихся является ограничение способности к модуляции голоса, что проявляется в монотонности речи. О.Фон Эссэн и Х.Фернау Хорн[8] выделяли монотонность речевой мелодии как основной симптом заикания. А.С.Александровская, описывая просодические характеристики речи заикающихся, указывает, что большинство из них говорят монотонно, мало эмоционально, для речи характерно обилие неуместных и необоснованных пауз, напряженный невыразительный голос, нечеткость артикуляции в сочетании с принужденной речевой позой. Л.З.Арутюнян (Андронова) говорит о том, что заикание, прежде всего, сказывается на темпо-ритмическом рисунке фразы. Темп речи, как правило, ускоренный, поскольку заикающийся стремится передать необходимую информацию в промежутке между судорогами. Кроме того, постоянная тревога и волнение, связанные с речью, ожидание новой судороги так же обусловливают неровность темпа речи заикающегося даже на протяжении одной фразы. Речевые судороги, прерывая речевой поток, искажают и ритмическую сторону речи, нарушая синтагматическое и психологическое паузирование. Ученая пишет, что расстройства темпа и ритма речи на фоне постоянного эмоционального напряжения, страха речи ведет к нарушению многих сторон интонации: паузирования, мелодики, динамической гармонии и т. д. Таким образом, заикающиеся теряют способность к эмоциональной окраске речи, изъясняются с помощью застывших интонационных схем и шаблонов.

Ребенок, который свободно пользуется словом, получает удовольствие от своей речи, при передаче чувств он непроизвольно использует богатство интонаций, мимики и жестов. Иная картина складывается при заикании. По мнению В.И.Селиверстова, «отсутствие стимула и желания говорить, боязнь речевого общения приводит к тому, что речь ребенка становится тусклой, вялой, тихой, невыразительной». Интонационную обедненность, невыразительность речи заикающихся отмечают Л.И.Белякова и Е.А.Дьякова.

Недостаточное развитие корковой регуляции двигательной деятельности организма дошкольника сказывается на темпе и ритме его речи. При этом нередко возрастные особенности сближаются с болезненными проявлениями, требующими, кроме логопедического, и врачебного вмешательства. Тогда мы имеем дело с патологическими особенностями речи.

Некоторые дети говорят так быстро, что их трудно понять. Ускоренная речь чаще всего наблюдается у детей нервных, порывистых, неуравновешенных. Если говорить о детях с нарушением опорно-двигательного аппарата, то 75% этих детей находятся на учете у невропатолога и имеют вышеуказанную патологию. У этих детей наблюдается неумеренно быстрый темп речи. Ребенок может пропускать целые фразы, перепутать их, искажать или заменять другими. Бурный поток звуков и слов произносится без передышки, до полного выдоха. Ускоренная речь представляет собой почву для заикания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Похожие статьи:

Монолог
Даже независимо от вопроса о происхождении, настоящим наблюдением установлено, что слово для ребенка на самом деле значительно ближе к действию и движению, чем для нас. Отсюда два важных для понимания речи ребенка, и в особенности монолога, следствия: 1) Ребенок, действуя, должен говорить, даже ког ...

Использование методов стимулирования в современной школе
Педагогический процесс характеризуется разносторонностью содержания, исключительным богатством и мобильностью организованных форм. С этим непосредственно связано многообразие методов осуществления педагогического процесса. Есть методы, отражающие содержание и специфику обучения, а так же воспитания ...

Описание программного продукта
Данная программа представляет собой игровое поле из девяти клеточек. Каждая клетка это отдельная игра или ситуация, требующая выбор оптимальной стратегии (рис.7). Рис.7. Окно программы Прежде чем выбрать какое-нибудь поле, необходимо ознакомиться с условиями и требованиями. Для этого нужно нажать . ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru