В целях наиболее успешного приобщения к музыке необходимо использовать различные пособия, облегчающие процесс ее восприятия и понимания. Для того чтобы яснее представить назначение различных пособий, можно условно сгруппировать их следующим образом:
1-я группа — образные игрушки (кошки, собачки и т. п.);
2-я группа — детские музыкальные игрушки и инструменты, которые, в свою очередь, можно разделить на неозвученные и озвученные. Первые предназначены для создания игровой ситуации, при которой дети, фантазируя, представляют себя играющими на музыкальных инструментах. Вторые подразделяются на четыре типа в зависимости от их звучания: игрушки-инстру- менты со звуком нефиксированной, неопределенной высоты (погремушки, бубны, барабаны, треугольники и т.д.); игрушки-инструменты, издающие только один звук (свирели, дудки, рожки и т. д.); игрушки-инструменты с фиксированной мелодией (органчики, музыкальные шкатулки); игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны, пианино, баяны, флейты и др.);
3-я группа — музыкально-дидактические пособия и игры (предметные и графические). К ним относятся пособия и игры самодельные и изготавливаемые промышленностью. Игры направлены на решение задач музыкально-сенсорного развития детей, но в отличие от пособий они имеют определенное содержание, правила;
4-я группа — аудиовизуальные (слухо-зрительные) средства обучения, которые принято делить на экранные, звуковые, экранно-звуковые. К экранным относятся немые кинофильмы, диафильмы и диапозитивы; к звуковым — магнитофонные записи, грампластинки, радиопередачи; к экранно-звуковым — звуковые кинофильмы, озвученные диапозитивы и диафильмы, учебные телепередачи.
Образные игрушки хорошо использовать в играх с младшими дошкольниками. Подбирая игрушки, различные по величине (большая собака и маленькая, курица и цыпленок, кошка и котенок и т. д.) и используя их в игровых ситуациях, можно показать детям, что звуки бывают высокие и низкие. Для этого воспитатель подражает кудахтанью курицы и писку цыпленка и т. д. и побуждает к тому же детей. При этом он неоднократно напоминает, что цыпленок пищит тоненько - высоким звуком и т. д.
Те же игрушки, но обыгрываемые иначе, помогают познакомить малышей с разнообразием тембров.
Например, к матрешке в игрушечный домик (можно использовать, и плоскостное его изображение, взяв из набора кукольного театра) приходят в гости игрушки: собачка, кошка, курица и др. С помощью звукоподражания воспитатель представляет детям по очереди всех гостей, спрашивая при этом, кто пришел к матрешке. Когда дети правильно назовут игрушку, он показывает ее. Еще интереснее проходит эта игра с озвученными игрушками.
Пособия типа лото представляют собой карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками. Это могут быть изображения различных музыкальных инструментов: металлофона, цитры, барабана, треугольника и др., имеющихся в группе. Играя на каком-либо инструменте так, чтобы ребенок этого не видел, воспитатель предлагает ему выбрать ту карточку, на которой изображен инструмент с таким звучанием. В другой раз можно предложить выбрать карточку с изображением любимого музыкального инструмента, назвать его, а затем и сыграть на нем. Это задание более сложное, и давать его рекомендуется в старших группах, когда дети овладеют в достаточной мере приемами игры на разных инструментах.
С помощью детских музыкальных инструментов можно передавать ритмический рисунок знакомой песни, попевки, петь, подыгрывать себе, импровизировать простейшие мелодии.
Если обычный металлофон поставить наклонно, получится звучащая лесенка, по которой будет ходить вверх и вниз маленькая матрешка, прикрепленная к тоненькой деревянной палочке, она будет прыгать на одной ступеньке или через ступеньки, и это позволит каждому ребенку наглядно представить себе относительную высоту звуков, направление движения мелодии.
Похожие статьи:
Предрасположенность детей с ОНР III уровня к нарушению письменной речи
Этиологическое исследование нарушений письменной речи затруднено тем, что оно всегда ретроспективно, ибо факторы, вызвавшие указанные расстройства, к моменту поступления ребенка в школу могут отойти на второй план. Тем не менее, анализ литературных данных позволяет установить целый ряд причин, возн ...
Анализ комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных
программ по экологическому воспитанию для дошкольных образовательных учреждений
Во второй главе нашего исследования мы проанализировали ряд комплексных воспитательно-образовательных программ и парциальных программ по экологическому воспитанию дошкольников с целью - определить, обращается ли внимание в данных экологических программах на развитие речи детей старших дошкольников. ...
Специфика правосознания детей дошкольного возраста
Психологическая наука и практика подтверждают важность формирования правосознания, начиная с детского возраста. Отсутствие четкой нравственной направленности в общественном сознании является одной из причин деструктивного поведения дошкольников и младших школьников, а также роста преступности. В со ...