Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении

Педагогика и воспитание » Методика обучения детей лепке в дошкольном образовательном учреждении

Лепка необходима для развития у детей ощущений, восприятий и наглядных представлений. Считается, что ведущим в познании предметов реального мира является зрение, но на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения является осязание предмета.

И.М. Сеченов отмечал, что «телесную форму предметов руки определяют иначе, чем глаза, и определяют ее полнее благодаря тому, что ладони рук мы можем прикладывать к боковым поверхностям предметов, всегда более или менее скрытым от глаз, и к задним, которые глазам уже совершенно недоступны. Руками мы ощупываем предметы со всех сторон, и в этих определениях очень большую роль играет разнообразное изменение формы ладонной поверхности, дающее возможность чувствовать углы, выпуклости, углубления и пр.».

В лепке ребенок должен отразить материальные свойства тел – их объем, форму, плотность, фактуру. Это возможно лишь тогда, когда в опыте ребенка уже имеются осязательные следы, так как зрительное отражение этих качеств предмета в отличие от осязательного опосредованно. Подробное зрительное представление о механических качествах вещей возникает путем многократности повторения в опыте человека видения предмета и его ощупывания. Для узнавания предмета детям дошкольного возраста достаточно лишь некоторых его общих признаков.

Осязательное знакомство с предметом ограничивается преимущественно теми частями, за которые ребенок его держит или которых касается. Такое пассивное осязание дает ребенку сведения об отдельных свойствах предмета, в целостный образ они не объединяются. Но для изображения предмета этого мало: ребенок должен детально представлять себе весь предмет в совокупности его свойств и качеств.

Процесс лепки требует тончайшего анализа и синтеза объемных свойств предмета. Самостоятельно овладеть этим ребенок не может. Ему должны помочь взрослые. Они научат его обобщенной системе активного обследования предмета, познакомят с выработанными обществом сенсорными эталонами.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор, гранит и др.).

Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки, – глиной и пластилином. Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя познавательные и творческие потребности ребенка. Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими приемами в лепке скорее, чем в рисовании.

Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а затем сгибает его части в соответствии с замыслом. Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается – объекты, как в реальной жизни, расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются. Основное средство в создании изображения в лепке – передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко поддается воздействию руки даже 2–3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время. Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения. Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

Цель исследования:

Изучить и подобрать наиболее эффективную методику лепки для детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Проанализировать педагогическую, психологическую и методическую литературу по проблеме обучения дошкольников методики лепки;

2. Изучить теоретические основы обучения дошкольников лепки;

3. Рассмотреть содержание обучения лепки детей дошкольного возраста;

4. Провести практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки и эффективности подобранной методики для детей старшего дошкольного возраста;

5. Определить выводы по дипломной работе;

6. Разработать рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Гипотеза исследования:

Мы

предполагаем, что

обучение старших дошкольников лепки будет наиболее эффективным если педагог:

– систематически проводит практическое исследование по определению уровня владения приемами лепки;

– владеет эффективной методикой обучения дошкольников лепки;

– учитывает индивидуальные и возрастные особенности дошкольников;

Объект исследования:

старшие дошкольники на занятиях лепки.

Предмет исследования:

методика обучения лепки.

Организация исследования:

Дошкольное образовательное учреждение №31 «Аленушка» г. Бугульма, дети старшей возрастной группы (20 человек).

Теоретическая и практическая значимость исследования:

Систематизирован теоретический и практический материал по методике обучения старших дошкольников лепки.

Похожие статьи:

Принципы отбора и адаптации знаний о русских исследователях-путешественниках к школьному курсу географии
Отбор и адаптация материала для формирования знаний о русских исследователях-путешественниках в школьном курсе географии происходит в соответствии с основными принципами отбора содержания общего образования. В современной России содержание образования определяется той целевой установкой, которая за ...

Специфические нарушения письма – дисграфии
На основании анализа существующих исследований, посвященных данному вопросу, и собственных наблюдений мы предлагаем следующее определение дисграфии. Дисграфией следует называть стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графикам (то есть руководствуясь фонетическим принципом письма) ...

Конспект сюжетно-ролевой игры «Театр»
Программное содержание: 1. Продолжать учить выполнять роли, побуждать детей драматизировать сказку «Теремок». 2. Помочь детям выбрать тему игры, объединяя 2 сюжета, способствовать развитию сюжета игры. 3. Закреплять знания детей о профессиях, о культуре поведения. 4. Воспитывать положительное и доб ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru