В зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают деловые игры учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные. Принципиально зафиксировать, что данная типология «вписывает» деловую игру в широкий контекст социальной деятельности, фиксируя ее возможности не только как метода обучения, но и как метода оценки, изучения, управления. Помимо указанной типологии, в основу которой положены критерии типа практики и целей, исследователи выделяют и такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. По времени проведения: – без ограничения времени; – с ограничением времени; – игры, проходящие в реальное время; – игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности: – балльная или иная оценка деятельности игрока или команды; – оценка того, кто как работал, отсутствует.
3. По конечному результату: – жесткие игры – заранее известен ответ (например, сетевой график), существуют жесткие правила; – свободные, открытые игры – заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
4. По конечной цели: – обучающие – направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников; – констатирующие - конкурсы профессионального мастерства; – поисковые – направлены на выявление проблем и поиск путей их решения.
5. По методологии проведения:
– луночные игры – любая салонная игра (шахматы, «Озеро», «Монополия»). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
– ролевые игры – каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
– групповые дискуссии – связаны с отработкой проведения совещаний или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии (например, игра «Координационный Совет», «Кораблекрушение»);
– имитационные – имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях («Межцеховое управление» — для обучения специалистов ПДО, «Сбыт» — для обучения менеджеров по продажам и т.д.);
– организационно-деятельностные игры (Г.П. Щедровицкий) — не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
– инновационные игры (В.С. Дудченко) — формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
– ансамблевые игры (Ю.Д. Красовский) — формируют управленческое мышление у участников, направлены на решение конкретных проблем предприятия методом организации делового партнерского сотрудничества команд, состоящих из руководителей служб.
Опираясь на вышеизложенное, задается представление о многообразии игр и их результативности. Так же понимаем, что игра не может подходить под один описанный критерий, она полифункциональна и может рассматривать широкий спектр в зависимости от сценария.
Таким образом, деловая игра, является эффективным средством для развития социальных и ключевых компетентностей, также она выполняет функцию профессионального самоопределения и является мощным средством по сплочению отношений школьников.
В таблице 5 указаны преимущества вышерассмотренных технологий.
Таблица 5. Педагогические технологии, используемые в работе учителя по развитию социальной компетентности подростков
Педагогические технологии |
Основные преимущества технологии |
Групповые технологии |
· Самостоятельно или с помощью учителя устанавливаются нормы общения и взаимодействия в малых группах, выбираются направления работы и средства для решения общей задачи; · формируется умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать; · возможность чувствовать себя раскованно, работать в индивидуальном темпе; · ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда; · формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей. |
Проектные технологии |
· Мотивация учебной деятельности, · создание ситуации успеха, · создание обстановки, вызывающей положительные эмоции, · организация положительных эмоций в общении «учитель – ученик – учитель», · организация самоанализа собственной деятельности. |
Игровые технологии |
· Установление позитивной взаимосвязи между членами группы; формирование определённых умений и навыков, необходимые для практической деятельности; · необходимость индивидуального вклада в результат учения; · непосредственное взаимодействие учащихся, оказание взаимопомощи, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане; · наличие достаточно развитых коммуникативных и навыков. |
Похожие статьи:
Роль методической службы в работе с семьей
В современных условиях возросла роль методической службы, которая переходит от функции простого информирования к научному обеспечению инновационных процессов, диагностике и анализу их эффективности, компетентной помощи преподавателям и управленцам во внедрении новшеств. Деятельность методической сл ...
Проект музыкального уголка
Образные музыкальные «поющие» или танцующие игрушки (петушок, котик, зайка и т.п.); Игрушки – инструменты с фиксированным звуком – органчики, шарманки; Игрушки – инструменты со звуком неопределенной высоты: погремушки, колокольчики, бубен, барабан; Музыкальные игрушки (звучащие и шумовые) для творч ...
Задачи и специфика уроков чтения в специальной общеобразовательной школе 7
вида
Главная задача уроков чтения—выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения в специальной школе выполняют функцию коррекции недостатков. На этих уроках осуществляется формирование фонематического восприятия, зв ...