Таблица 2. Методическая база по развитию социальной компетентности в условиях урочной и внеурочной деятельности учащихся
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ | |||||
Развитие навыков межличностного общения |
Решение практических задач, ситуации выбора |
Привитие духовно-нравственных ценностей | |||
Групповая работа |
Ролевые игры |
Работа в парах сменного состава |
Дискуссионные методики обучения |
Проектная деятельность, решение задач по выбору |
Конкурсы сочинений, проекты |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Рефлексия |
Анализ психолого-педагогических исследований позволил выделить ряд задач развития социальной компетентности в образовательном процессе:
· организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
· предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
· систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
· обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.
На наш взгляд, эти задачи можно решить в специально организованном процессе не только во внеурочное время, но и на уроке.
Мы остановимся на трех педагогических технологиях, которые решают (на наш взгляд) проблемы развития социальной компетентности подростков наиболее оптимально. Это групповые, проектные и игровые технологии.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
1. Групповые технологии.
Именно групповая работа и взаимодействие самих учащихся в ней является эффективным способом развития социальной компетентности обучаемого, его способности быть лидером или ведомым, реализовывать свои цели в группе. Совместная деятельность вырабатывает у учащихся необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными.
Формирование социальной компетентности невозможно вне общения с окружающими людьми, без их помощи. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, учебное сотрудничество признаётся ведущим для психического развития личности школьника. Среди различных форм учебного сотрудничества групповая работа со сверстниками занимает особое место с точки зрения мотивации учения, активности, как учителя, так и учащегося, богатства и разнообразия их взаимосвязей и отношений.
Под групповой работой понимается взаимодействие учащихся в малых группах, в которых они самостоятельно или с помощью учителя устанавливают нормы общения и взаимодействия, выбирают направление своей работы и средства для решения общей задачи. За этим стоит умение видеть позицию другого, оценивать её, принимать или не принимать, соглашаться или оспаривать, а главное -иметь собственную точку зрения, отличать её от другой, уметь её отстаивать.
Психолого-педагогические исследования позволили выявить пять базовых условий, на которых строится сотрудничество в малых учебных группах.
1. Первое условие вовлечения учащихся в групповую учебную деятельность – установление позитивной взаимосвязи между членами группы.
2. Вторым базовым условием является необходимость индивидуального вклада в результат учения,
3. Третьим базовым условием является оптимизация непосредственного взаимодействия учащихся, ориентированная на оказание взаимопомощи в процессе решения учебных задач, как в интеллектуальном, так и в эмоционально-личностном плане.
4. Четвёртое обязательное условие успешности групповой работы – наличие достаточно развитых социальных умений и навыков.
5. Пятое условие связано с необходимостью рефлексии группового процесса, то есть с процессом анализа и оценки событий, имевших место в групповой учебной работе.
Особая роль в формировании социальной компетентности уделяется рефлексии. Именно подросток, в отличие от младшего школьника, может отнестись к себе рефлексивно. Рефлексия связана, по Выготскому, с новым этапом развития самосознания ребенка. В целом рефлексия в подростковом возрасте – это анализ школьником собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? как воспринимал я иное поведение других?» Рефлексивная деятельность является обязательным моментом любого процесса, связанного с саморазвитием, самовоспитанием, самообразованием. Таким образом, одним из основных этапов успешного образовательного процесса можно считать самоанализ обучающихся и педагога во время занятий. Процесс рефлексии снимает недовольство друг другом в процессе общения, как между учениками, так и между учеником и учителем, способствует развитию толерантности.
Похожие статьи:
Возрастные особенности психического развития детей старшего дошкольного
возраста
Старший дошкольный возраст (6 – 7 лет) характеризуется как период существенных изменений в организме ребенка и является определенным этапом созревания организма. В этот период идет интенсивное развитие и совершенствование опорно-двигательной и сердечно-сосудистой систем организма, развитие мелких м ...
Структура высшего образования
В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни: Образовательные уровни: – Неполное высшее образование Неполное высшее образование – уровень высшего образования человека, который характеризует целостность его интеллектуальных качеств и определяет личн ...
Определение понятия «творчество» и «творческие способности»
Термин «творчество» указывает и на деятельность личности и на созданные ею ценности, которые из фактов ее персональной судьбы становятся фактами культуры. В качестве отчужденных от жизни субъекта его исканий и дум эти ценности столь же неправомерно объяснять в категориях психологии как нерукотворну ...