Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Педагогика и воспитание » Развитие социальной компетентности у подростков » Формы и методы развития социальной компетентности у подростков

Страница 3

Важно, чтобы педагог владел следующими навыками, которые развивают педагогическую рефлексию:

• в общении с подростками признавать права каждого на собственное мнение и собственные убеждения;

• безоценочно воспринимать личностные особенности подростков;

• сопереживать успехам и неудачам;

• постоянно развивать собственную наблюдательность;

• признавать и подчеркивать уникальность каждого;

• придерживаться сотрудничества в отношениях.

Вербальная форма рефлексии предполагает:

• припоминание определенной ситуации и вычленение в ней отдельных элементов;

• рассмотрение содержания смыслотворческой деятельности и определение его границ;

• выявление способ деятельности;

• выявление имеющихся или назревающих противоречий;

• формулирование вопросов, обращенных к себе, и ответов на них;

• нравственная оценка действий, мыслей, чувств, эмоций в данной ситуации и формулирование ее в вербальной форме;

• формулирование выводов, экстраполяция их на аналогичные ситуации, выработка алгоритма внутренней деятельности в аналогичных ситуациях;

• выработка обобщенного способа или образца внутренней деятельности.

Эмоционально-образная рефлексия предполагает:

• припоминание ситуации, ее общего эмоционального фона;

• припоминание эмоциональных состояний на различных этапах ситуации, представление эмоциональных состояний в виде образных аналогов, выстраивание их в определенной последовательности;

• создание целостного эмоционально окрашенного образа ситуации;

• выводы относительно сохранения или изменения эмоционального фона в аналогичных ситуациях, возникновение которых возможно в будущем.

Чаще всего эти две формы рефлексии сочетаются, хотя одна из них является преобладающей. Таким образом, самопознание является необходимой часть смыслотворческой деятельности, которая направлена к поиску и нахождению уникальных смыслов, скрытых в каждой жизненной ситуации.

Для эффективной работы, направленной на развитие социальной компетентности подростков на уроках и во внеурочной деятельности учителям-предметникам и классным руководителям можно вести специальный журнал.

Работа с анкетами и журналами, по нашему мнению, будет способствовать целенаправленным и последовательным действиям по развитию социальной компетентности подростков, позволит учителям пользоваться готовыми разработками своих коллег, поможет педагогам выявлять проблемы, связанные с развитием у школьников социальной компетентности и вносить в работу над ними необходимые коррективы.

Групповая работа в образовательном процессе максимально способствует социальному созреванию, расширяет возможности освоения новых социальных ролей. Специально организованная групповая учебная деятельность способствует развитию социальной компетентности, а именно развитию таких показателей, как ответственность, саморегуляция, адекватная самооценка, позитивная мотивация учения и эмпатия по отношению к партнёру, владение средствами общения и навыками конструктивного взаимодействия.

2. Проектные технологии.

Проектная деятельность учащихся на сегодняшний день является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку у ребенка самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

- развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);

- развивают системное мышление.

Таким образом, основной задачей метода проектов является не усвоение суммы знаний и не прохождение образовательных программ, а реальное использование, развитие и обогащение собственного опыта учащихся и их представлений о мире. Другими словами, каждый ребенок должен иметь возможность реальной деятельности, в которой он может не только проявить свою индивидуальность, но и обогатить ее.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

1) в центре внимания – ученик, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющий личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Похожие статьи:

Элементы актерско-режиссерского мастерства в педагогической деятельности
Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль игра ...

Функциональная организация мозга леворуких детей
Мы привыкли говорить о мозге как едином органе, но на самом деле единство мозга складывается из деятельности двух полушарий – правого и левого, тесно связанных друг с другом сложнейшей системой нервных волокон, которые называются мозолистым телом. Каждое полушарие, несмотря на почти одинаковое (зер ...

Классификация народных сказок
Слово «сказка» впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел. До середины девятнадцатого века в сказках видели «одну забаву», достойную низших слоев общества или детей, поэтому сказки, публи ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru