Педагогическое искусство часто называют театром одного актера. Поэтому для педагога важно знать принципы театрального действия и его законы. Можно сказать, что педагогический процесс состоит из двух фаз: воспитательного замысла и процесса его реализации. И на том, и на другом этапе важную роль играют именно театрально-выразительные способности педагога. Каждый конкретный урок – это своеобразная педагогическая пьеса, в которой преподаватель выступает как:
– автор сценария (выстраивает драматургию отношений),
– режиссер (управляет отношениями и определяет место каждого участника действия в воспитательном процессе),
– актер (сам играет свою роль на основе точного научно-педагогического замысла),
– импровизатор (учитывает новые реально возникающие педагогические ситуации).
Если первые три функции полностью соответствуют театральному искусству, то функция импровизатора в театре востребована редко и скорее мешает общему замыслу. В педагогической же профессии она так же необходима, как и все остальные.
Режиссерское искусство заключается в творческой организации всех элементов действия (спектакля, урока) с целью создания единого гармонически целостного произведения. Можно выделить несколько условий полноценной режиссуры урока. Первое условие режиссуры урока и создания целостного произведения – это наличие у педагога творческого замысла. Для этого нужно:
– осознание и анализ собственных общих теоретических позиций (подходов, теорий, принципов, технологий);
– учет психологических и других особенностей учащихся;
– планирование времени (темпа, ритма, отдельных частей урока);
– пространственное решение (компоновка учащихся в зависимости от целей урока и возможностей передвижения по кабинету). Парты, как и всякие барьеры, разъединяют людей, и это будет уместно, например, при решении официальных задач. Напротив, чем теснее круг учащихся, тем неформальнее их общение;
– использование наглядного и звукового оформления.
Второе условие – продумывание целей, которые нужно достичь с группой или отдельным учащимся. По сути, цель – это приведение всех элементов замысла к общему знаменателю, связующая идея замысла.
Третье условие – ощущение целостности происходящего и обоснование необходимости тех или иных действий. Это условие достигается наличием у педагога сверхзадачи и ощущением жизненной правды.
По Станиславскому, основа формы находится в содержании, а добиться целостности, значит ответить на два вопроса: «Чего я хочу достичь?» и «Для чего я предпринимаю эти действия?». Ответить на первый вопрос, значит, понять идею, а ответить на второй – понять сверхзадачу урока. Только после ответа на эти два вопроса, можно ставить вопрос «Как?». Тогда форма будет не надуманной, а органичной и наиболее эффективной. Исходя из этой теории бесполезно заимствовать лишь внешние приемы, формы, методы.
Важная составляющая педагогического таланта, которая роднит его с талантом актера – это потребность в самовыражении. Кроме этого, мастерство педагога реализуется через целый ряд элементов, задающих сходство его профессиональной деятельности с профессиональной деятельностью актера.
Первый элемент – наличие сверхзадачи. Сверхзадача для актера – это неконтролируемый сознанием уровень мыслительной активности человека в решении творческих задач. И для педагога, и для актера сверхзадача есть тот источник энергии, который определяет его поведение. Сила подсознания может быть очень большой, если идея овладевает человеком полностью (что-то сделать, иметь, найти). Тогда «вдруг» создаются благоприятные условия, находятся средства, помощники, счастливо складываются обстоятельства. Подобные ситуации можно и нужно создавать! Педагог на работе исходит не из сиюминутной выгоды, а из направленности личности (делать людей лучше). В основе формирования и выражения сверхзадачи лежат:
Похожие статьи:
Взаимосвязь дошкольного и школьного физического
развития
На современном этапе развития образования существует несколько концепций физического развития детей дошкольного возраста. В основе философии той или иной программы лежит определенный взгляд авторов на ребенка, на закономерности его развития, а, следовательно, и на создание условий, которые способст ...
Цель обучения пунктуации. Место пунктуации в школьном курсе русского языка
Конечная цель обучения детей пунктуации в школе: сформировать у них пунктуационную грамотность, под которой понимается умение пишущего правильно употреблять знаки препинания членения предложений и текста на смысловые отрезки, а читающего - адекватно с пишущим понимать написанное. Существуют два уро ...
Программа развития
творческих способностей детей младшего школьного возраста
Основной целью разработки программы по развитию творческих способностей детей младшего школьного возраста в Алматинском Дворце школьников является повышение эффективности работы в данном внешкольном учреждении по развитию творческих способностей детей данной возрастной группы. Ставятся задачи: обуч ...