Под «обучением» И.Ф. Харламов понимает «…целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно – эстетических взглядов и убеждений». Таким образом, он отмечает, что обучение направлено на овладение учащимися знаниями, умениями и навыками, а также на развитие их мыслительных и творческих способностей. В этой связи И.Ф. Харламов раскрывает сущность понятий «знание», «умение», «навык», «способности».
Говоря о сущности знания, И.Ф. Харламов подразумевает два его смысловых значения. В одном случае оно обозначает результат научного познания, в другом – выступает как предмет усвоения. И.Ф. Харламов отмечает, что в тесной связи со знаниями выступают умения и навыки. Умение – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. А навыки И.Ф. Харламов рассматривается как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства. Ученый приводит определение «способностей». «Под способностями принято понимать такие развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. Способности – это условие успеха личности в той или иной области труда или познавательной деятельности». И.Ф. Харламов, по аналогии с В.А. Крутецким, считает, что способности формируются только в процессе соответствующей деятельности.
И.Ф. Харламов, как и В.А. Крутецкий, подразделяет способности на общие и специальные. К общим способностям, помогающим добиваться успехов в учении, он относит такие индивидуально-психологические особенности детей, как трудолюбие, настойчивость, целенаправленность. К общим способностям, по мнению ученого, относятся также внимательность, умение поддерживать произвольную память, сообразительность, упорство в преодолении трудностей и т.д.
Специальные же способности проявляются только в отдельных видах деятельности и основаны на природных задатках, которые также развиваются в процессе обучения. «Хотя общие и специальные способности имеют свою специфику, развиваются они в тесной взаимосвязи и единстве. Такие психологические способности ученика, как трудолюбие, настойчивость в работе, произвольное внимание, содействуют развитию памяти и помогают успешнее заниматься по всем предметам».
Таблица 1.1. Характеристика основных положений концепций по развитию способностей
Основные положения концепции |
Б.М. Теплов |
С.Л. Рубинштейн |
Р.С. Немов |
В.А. Крутецкий |
И.Ф. Харламов |
1. Определение понятия «Способности» |
Индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности. |
Сложное синтетическое образование, включающее ряд качеств, без которых, человек не был способен к какой-либо деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определённым образом организованной деятельности вырабатываются. |
Индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения |
Развивающиеся в процессе обучения психические свойства личности, которые, с одной стороны, выступают как результат ее активной учебно-познавательной деятельности, а с другой – обусловливают высокую степень умелости и успешности этой деятельности. | |
2. Отличие способностей от знаний, умений, навыков |
Способности не сводятся к знаниям, умениям, навыкам. С одной стороны, способности – предпосылка овладения знаниями и умениями, с другой – в процессе этого овладения происходит формирование способностей. | ||||
3. Процесс создания и развития способностей |
Способности создаются в деятельности. |
Способности развиваются на основе различных психофизических функций и психических процессов. Развитие способностей совершается по спирали. |
В процессе развития способностей происходит подготовка анатомо-физиологической основы, идёт становление задатков небиологического плана, складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность. |
Способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. | |
4. Личностный подход к определению способностей |
Отсутствует |
Личность рассматривается не только как формирующаяся в процессе деятельности, но и предопределяющая характер деятельности. |
Отсутствует | ||
5. Роль задатков в развитии способностей |
Врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, обусловливающие природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. |
Похожие статьи:
Понятие об изобразительных средствах речи
Слово получает точный смысл во фразе. В значительной части фраз слова так крепко спаяны и так взаимно определяются, что есть возможность вынуть из фразы отдельные слова без того, чтобы фраза потеряла смысл. В таком случае можно вместо вынутого слова вставить любой, и значение этого слова определитс ...
Задержка психического развития
С точки зрения нарушения познавательной деятельности можно выделить следующие основные формы аномального психического развития: умственная отсталость – стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познават ...
Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников
Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьн ...