На современном этапе изучением понятия «творческих способностей» и анализом путей из развития занимаются такие ученые как И.Ф. Харламов, В.А. Крутецкий, И.А. Зимняя и многие другие.
Так, например, ученый В.А. Крутецкий особое внимание уделял изучению понятия творческих способностей, исследовал процесс их появления и развития. В своей работе «Психология», В.А. Крутецкий отмечает, что «…каждая деятельность (педагогическая, музыкальная, конструктивная, математическая, литературная и т.д.) предъявляет человеку определенные требования к его психическим процессам, работе анализаторов, скорости реакций, к свойствам личности. Одни люди могут обладать соответствующими качествами, у других они могут быть слабо развиты. Если люди обладают такими индивидуально-психологическими особенностями, которые в наибольшей степени отвечают требованиям соответствующей деятельности, то это и значит, что они способны к этой деятельности».
В.А. Крутецкий понимает под «способностями» индивидуально-психологические особенности человека, отвечающие требованиям данной деятельности и являющиеся условием успешного ее выполнения. Кроме того, он обращает внимание на то, что способности формируются, а, следовательно, и обнаруживаются только в процессе соответствующей деятельности. Не наблюдая человека в деятельности, нельзя судить о наличии или отсутствии у него способностей. «Человек не рождается способным к той или иной деятельности, его способности формируются, складываются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности, в течение его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – прижизненное, а не врожденное образование».
В.А. Крутецкий подчеркивает тесную и неразрывную связь способностей со знаниями, умениями, навыками. С одной стороны, способности зависят от знаний, умений, навыков – в процессе приобретения знаний, умений и навыков развиваются способности. С другой стороны, знания, умения и навыки зависят от способностей – процесс приобретения знаний, умений и навыков зависит наряду с другими условиями (например, качество обучения) и от индивидуальных психологических особенностей учащегося. Способности позволяют быстрее, легче, прочнее и глубже овладеть соответствующими знаниями, умениями и навыками. Кроме того, ученый отмечал, что обучение и воспитание, условия жизни и деятельности человека активно формируют его способности.
В.А. Крутецкий различает способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности связаны с созданием нового, оригинального продукта, с нахождением новых способов выполнения деятельности. Еще одно деление способностей, по мнению В.А. Крутецкого, состоит в их разделении на общие умственные способности и специальные способности. «Общие умственные способности – это способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности; эти способности отвечают требованиям, которые предъявляют не одна, а целый ряд, широкий круг относительно родственных деятельностей. К общим умственным способностям относят, например, такие качества ума, как умственная активность, критичность, систематичность, быстрота умственной ориентировки, высокий уровень аналитико-синтетической деятельности, сосредоточенное внимание. Специальные способности – это способности, которые необходимы для успешного выполнения какой-нибудь одной определенной деятельности – музыкальной, художественно-изобразительной, математической, литературной, конструктивно-технической и т.д. Эти способности также представляют собой единство отдельных частных способностей».
Вместе с тем, В.А. Крутецкий признает известную роль природных, биологических факторов как природных предпосылок развития способностей. Такие природные предпосылки развития способностей он называет задатками. «Задатки – некоторые врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, анализаторов, которые обусловливают природные индивидуальные различия между людьми. Задатки влияют на процесс формирования и развития способностей. При всех прочих равных условиях наличие благоприятных для данной деятельности задатков способствует успешному формированию способностей, облегчает их развитие». Ученый отмечал, что задатки не заключают в себе способностей и не гарантируют их развития. «Задатки – это только одна из условий формирования способностей».
Другой педагог и ученый, занимающийся изучением творческих способностей и их развитием, И.Ф. Харламов. Он рассматривал творческие способности с педагогической точки зрения. Его взгляды близки взглядам В.А. Крутецкого.
В своей работе «Психология» И.Ф. Харламов, так же как и В.А. Крутецкий, тесно связывает понятия «знание», «умение», «навык», «способности». Рассматривая понятия: «знание», «умение», «навык», «способности», а также, исследуя их связь с процессом обучения, И.Ф. Харламов приводит определения данных понятий.
Похожие статьи:
Обучение и развитие педагогических кадров,
повышение их квалификации
Задачу обучения и развития педагогов следует признать основополагающей в управлении методической работой. При этом традиционная система информирования и обучения педагогов не всегда дает ощутимые результаты, т.к. она ориентирована на коллектив в целом. Поэтому модель организации и содержания развит ...
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё В.А. Сухомлинский: "Как можно меньше вызовов в школу родителей для моральных нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской "сильной рукой", для предупреждения об опасностях, "если и дальше так будет пр ...
Дидактическая игра как средство интеллектуального
развития
В последнее время педагоги и родители часто сталкиваются с трудностью приобщения детей к активному отдыху. Одной из самых доступных форм активного досуга остается игровая деятельность. Большим успехом пользуются интеллектуально - творческие игры для младших школьников. Можно выделить следующие виды ...