Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников

Педагогика и воспитание » Проблемы внедрения инфокоммуникационных технологий в образовании Российской Федерации » Методические аспекты формирования навыка пересказа у младших школьников

Страница 1

Пересказы текстов занимают важное место на уроках чтения в начальной школе. Пересказ является одной из основных форм работы учащихся над учебным материалом и одним из эффективных приемов развития их мышления и речи. В связи с этим встает вопрос о путях формирования навыка пересказа у младших школьников, а также о способах наиболее эффективного его использования на уроках чтения.

Начинают обучение пересказу обычно с рассказывания на основе личных впечатлений, так как ребенку проще рассказывать о том, что он пережил, чем понять и воспроизвести авторский текст. Чаще всего учитель просит учащихся рассказать о том, как они провели каникулы, что с ними произошло за выходные и праздничные дни, то есть затрагивает важные и близкие для детей темы. Этим вызывается речевая активность учащихся, что особенно важно на начальном этапе обучения.

В самом начале обучения вводится рассказывание по картине. При обучении рассказыванию по картине дается образец рассказа, используются наводящие вопросы, план рассказа, составление рассказа по фрагментам картины, коллективное сочинение рассказа детьми. Вначале они упражняются в составлении краткого, а затем более развернутогорассказа целиком по наводящим вопросам; в дальнейшем переходят к составлению рассказа по подробному плану, предлагаемому педагогом.

Из видов рассказывания литературных произведений в школе, особенно в младших классах, чаще всего применяется подробное рассказывание, или, как его чаще называют, рассказывание, близкое к тексту. Подробное рассказывание имеет своей целью прежде всего обогащение речи учащихся. Запомнившиеся слова и выражения писателя обогащают речь ученика. Такой рассказ существенно влияет и на нравственное и на эстетическое воспитание, давая возможность ученику вновь воспроизвести литературное произведение и его пережить. Этот вид рассказывания развивает и память ученика.

Совершенно иной цели, чем рассказывание, близкое к тексту, служит краткий пересказ. В последнем случае важно в кратчайшей форме передать суть произведения. При пересказе вовсе не обязательно, чтобы учащийся специально избегал слов и выражений автора, но он будет вынужден искать и свои способы выражения мысли, потому что иначе не выполнит задания, не достигнет краткости. Рассказывание, близкое к тексту, особенно художественное, строится на базе образного мышления и развивает его. Краткий пересказ связан преимущественно с отвлеченным мышлением. Краткий пересказ должен быть как можно более лаконичным, но вместе с тем в нем должны сохраняться тема, идея и основные сюжетные события.

Гораздо реже на уроках используется более сложная форма пересказа – выборочный пересказ. Такому пересказу обычно предшествует выборочное повторное чтение. После него ведется рассказывание, которое может быть либо подробным, близким к тексту, либо кратким. Выборочное рассказывание часто применяется в качестве подготовки к характеристике персонажа. Оно дисциплинирует мысль, приучая учащегося отбрасывать все лишнее.

Творческий пересказ в чистом виде - также достаточно редкое явление на уроках чтения, но отдельные творческие элементы могут встречаться и в подробном, и в выборочном пересказах. Чаще всего используется перестройка или дополнение текста рассказа. Это может быть пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от лица одного из персонажей; пересказ всего текста или его части с творческими дополнениями, с вымышленными эпизодами, деталями, описаниями пейзажа, описаниями внешности людей; продолжение рассказа, судьбы героя; словесное рисование и др. Творческие виды пересказа применяются там, где они уместны, следовательно, не очень часто. Важно, чтобы они не были эпизодичны, чтобы проводились постоянно и не навязывались бы школьникам.

Страницы: 1 2 3

Похожие статьи:

Развитие и уточнение пространственно-временных представлений
Последовательность во времени звуков и слогов, составляющих слово, а также временная последовательность слов, составляющих фразу, в письме находит отражение в соответствующей пространственной последовательности букв, слогов, слов, располагающихся на строках тетради при записи. Упражнения в определе ...

Анализ содержания народных сказок как содержания воспитания
Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать с помощью народных сказок, в том числе о животных. Эти сказки могут показать: - как дружба помогает победить зло ("Зимовье"); - как добрые и миролюбивые побеждают ("Волк и семеро ...

Дидактическая игра как одно из средств формирования навыков сложения и вычитания в пределах двадцати у учащихся начальных классов школы VIII вида
Игра — основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети — творцы настоящего и будущего. В этом — обаяние игры. В каждую эпоху обществен ...

Главное меню

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.bravoschool.ru