Схематично финскую систему образования можно представить следующим образом:
Первая отличительная черта финской образовательной модели – развитая система дошкольных учреждений: подавляющее большинство финских школьников проходит предварительно через детские сады и ясли. Проблемы дошкольного образования постоянно находятся в фокусе общественной дискуссии, основной вопрос которой: «Как сделать переход ребенка из детского сада в школу безболезненным?
После учреждений дошкольного образования ребенок поступает в основную школу, где учится до 16 лет. Еще одна характерная черта финской системы школьного обучения – отсутствие экзаменов. Даже по окончании основной школы экзамены не сдаются. Другая особенность – отказ от внутренней дифференциации в обучении. Углубленное изучение одних предметов в ущерб другим на этой стадии обучения не приветствуется. Выделение «элитных» классов из общего потока запрещено. Следует также отметить, что сектор частного школьного образования в Финляндии незначителен – практически все школы государственные. Представители Министерства образования Финляндии утверждают, что качество обучения во всех общеобразовательных школах «выровнено», какие-либо существенные различия в обучении отсутствуют. Политика выравнивания качества школьного обучения выражает главный приоритет Министерства образования Финляндии – обеспечение равной доступности образования.
Выравнивание отразилось и на географическом расположении школ. Школы распределены равномерно, в соответствии с плотностью населения. (Наиболее проблематичным в этом отношении является малонаселенный и труднодоступный северный регион страны – Лапландия). Лишь недавно родители получили право свободного выбора школы для своего ребенка, однако по прежнему принято отдавать детей в ближайшую к дому школу. По окончании основной школы у ученика появляется первая возможность выбора дальнейшей образовательной траектории – гимназия или профессиональное училище. В Финляндии 441 гимназия (с общей численностью учащихся около 130 тыс. человек) и 334 профессиональных училищ (с общей численностью учащихся около 160 тыс. человек). Гимназисты и ученики профессиональных училищ также находятся на полном государственном обеспечении: им оплачивается питание, учебники, проезд до дома.
Обучение в старшей школе продолжается три года. По ее окончании сдается матрикуляционный экзамен – первое и последнее общенациональное испытание для школьников. Тем не менее, поступление в вуз зависит не столько от сдачи этого экзамена, сколько от результатов прохождения вступительных испытаний, которые каждый вуз организует самостоятельно. Около 30% выпускников профессиональных училищ продолжают свое образование в профессиональных институтах; в университетах значительно меньше, хотя формальных ограничений для их поступления в университет (как, например, в Нидерландах) нет. Большинство выпускников гимназий продолжают обучение в университетах. Среднее специальное образование (ступень МСКО 5В) в Финляндии отсутствует, что существенно облегчает ей переход к Болонской модели унификации статусов высших учебных заведений. Разделения между «старыми» и «новыми» (преобразованными из колледжей) вузами здесь никогда не существовало – сектор высшего образования Финляндии изначально «выровнен». В нем отсутствует также и сколько-нибудь значимая дифференциация на государственный и негосударственный сектор в силу крайней незначительности последнего. Даже немногие частные вузы получают здесь государственные субсидии и полностью подконтрольны Министерству образования. Доля участия государства в финансировании институтов высшего образовании в Финляндии составляет 72%. При этом есть существенное различие между университетами и институтами (так называемыми «политехниками»). Среди университетов выделяются 10 многопрофильных, 3 технических, 3 экономических и 4 художественных вуза. Кроме того, вне сферы управления Министерства образования функционирует Высшая школа обороны, обладающая университетским статусом. Спектр образовательных услуг, предоставляемых политехниками (которых в Финляндии 29), несколько уже; кроме того, в них не ведутся фундаментальные научные исследования и отсутствуют магистратуры. Однако сейчас многие эксперты склоняются к мнению, что политехники в скором времени получат право присвоения магистерских степеней. Первым шагом к этому стало разрешение политехникам вести последипломное обучение и присваивать степени «sui generis» (2002). Относительная одновременность возникновения университетов сказывается на однородности сектора высшего образования. Исключением здесь является первое финское высшее учебное заведение – Королевская академия в Турку, основанная в 1640 г., когда Финляндия еще была частью Шведского королевства. В 1828 г. указом Александра I Академия была переведена в Хельсинки. В начале XX в. появились еще два вуза – Технологический университет и Школа экономики и управления. Большинство же действующих на сегодняшний день университетов были основаны в послевоенный период. Вузы, как и школы, размещены пропорционально численности населения. Каждый из небольших городов Финляндии с населением 50–100 тыс. человек имеет достаточно крупный вуз. Так, в г. Йоэнсуу с населением 43 тыс. человек (во всем регионе – 177 тыс. человек) в университете учатся 6 тыс. студентов. В университете г. Оулу с населением 90 тыс. человек – 10 тыс. студентов.
Похожие статьи:
Методика коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР
В данном параграфе описывается методика коррекционной работы по формированию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровень речевого развития). В работе с данной категорией детей главными задачами являются: -совершенствование связной речи; -обогащение и уточнение словаря; -прак ...
Физико-математическая школа Томского государственного университета
Цель создания ТФМШ – отбор и воспитание талантливой учащейся молодежи путем обучения и привлечения их к участию в научной деятельности. Основными направлениями работы школы являлись и остаются на настоящем этапе развития школы: - профильное углубленное обучение школьников 8-11-х классов; - научно-и ...
Сложность характера и строения
С.А. Шмаков выделяет досуговые занятия, которые он классифицирует по характеру осуществляемой ребенком в свободное время деятельности. В связи с этим им определены такие виды досуга: - пассивный (зрительский, слушательский) и активный (деятельностный); - организованный (педагогически целесообразно ...